Четверг, 04.12.2025, 00:07
Канавина Елена Анатольевна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие монологической речи обучающихся

Введение

Цель: поделиться опытом развития монологической речи обучающихся.

Задачи:

- изучить необходимый материал по теме.

- дать понятие о библиографическом рассказе, рецензии, заочной экскурсии как эффективных упражнениях по развитию речи.

Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.

Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. По утверждению психологов, в частности А. А. Леонтьева (психолога и лингвиста), она сложнее и труднее диалогической речи, т. к. требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.

Чаще всего на уроках обучающиеся испытывают следующие трудности:

– неверное построение предложений;

– небогатый словарный запас;

– неуверенность в правильном построении ответа;

- неправильное произношение;

- речь характеризуется однообразием синтаксических конструкций;

-неудачный порядок слов и т.д.

Таким образом, актуальность данной деятельности очевидна: необходимо развить монологическую речь обучающихся для формирования коммуникативной компетенции.

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся 7-9 классов, учителей русского языка и литературы.  

Основная часть

Современный этап жизни школы характеризуется компетентностным подходом к преподаванию учебных дисциплин. Усиливается коммуникативная направленность школьного курса. Коммуникативная компетенция определяется как «способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию». Коммуникативная компетенция включает знание необходимых сведений о языке, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, дать развернутый ответ, вести дискуссию. Именно коммуникативная компетенции способствует формированию умений и навыков речевого общения.   Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, словосочетанием, проводимые в системе, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Я же в своей работе остановлюсь на следующих упражнениях:  биографический рассказ, рецензия и заочная экскурсия.

Биографический рассказ – описание событий чьей-нибудь жизни. На основе насыщенного фактического материала читатель представляет себе личность человека, стадии его роста, отмечает, как формировался характер, творческую деятельность человека.

Рассказ о биографии того или иного лица относится к повествованиям монологического типа. В биографическом повествовании необходимо указать:

  1. Когда и где родился герой повествования, когда и где умер, кто его родители;
  2. Когда и где начал учиться, какое образование получил;
  3. Когда и где начал работать, какие должности занимал;
  4. Каковы главные события его жизни;
  5. Что следует считать главным делом жизни героя повествования.

При ответах на эти вопросы, как правило, используются:

  1. Ряды глаголов – сказуемых со значением последовательности действия: родился, получил образование, служил, участвовал и др., перемежая глаголы совершенного и несовершенного вида;
  2. Формы слов и словосочетаний, выражающих обстоятельственные значения места, времени;
  3. Прямой порядок слов.

В расширенном биографическом повествовании уместно

  1. в экспозиции дать краткую характеристику эпохи, перечислить основные исторические события, назвать знаменитых современников, определить место героя повествования в ряду прогрессивных деятелей того времени;
  2. в основной части привести необходимые пояснения, оценки, суждения, умозаключения и др.;
  3. в заключении рассказа можно привести 1 -2 ярких фрагмента из жизни героя повествования.

Примеры формулировки заданий данного вида.

Проанализируйте приведённый ниже текст с точки зрения соблюдения в нём жанровых признаков биографического рассказа.

Прочитайте отрывок из биографии А.С. Пушкина. Какие средства использует автор, для того чтобы заинтересовать читателя?

Прочитайте биографическую справку о писателе Э.Лире, а также стихотворение «Эдвард Лир о самом себе»(в переводе С.Я. Маршака). Напишите на основе представленных материалов биографический рассказ.

Расскажите о жизни известного  человека. Рассказ начните с фразы: «Жизнь …была насыщенной».

Основная цель биографического жанра – сохранение информации о прошлом: на примере становления интересной, значимой для общества личности, её духовных исканий автор биографического рассказа всегда стремиться дать нравственный урок современникам и потомкам.  Нужно помнить, что создавая биографический рассказ, мы не только перечисляем хронологию событий, но и подчёркиваем их значение для развития личности.

Рецензия – это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению. Следует помнить, что рецензия – это текст, в котором дается критический анализ произведения.

Чтобы написать рецензию, нужно:

- детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;

-умение отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;

- сформулировать свою точку зрения, позицию по поводу прочитанного;

- аргументировать свою точку зрения;

- сделать выводы и обобщения.

При подготовке использую таблицу «Структурные части рецензии»

Вступление

Основная часть

Заключение

Предварительное мнение о книге, краткие сведения об авторе или истории создания, подготовка читателя к восприятию рецензии.

Анализ содержания произведения и авторской позиции, подкрепление своих выводов из произведения, анализ языковых средств.

Общий вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, отношение автора рецензии к прочитанному тексту.

Примеры упражнений.

Проанализируйте приведённые ниже заголовки рецензий и сделайте вывод о том, какие виды рецензий встречаются в нашей речевой практике. («Размышляя о новом романе Б. Акунина», «Новый альбом ДДТ: шаг вперед или повторение пройденного?», «Какой учебник истории нужен современному школьнику?» и др.)

Прочитайте рецензию на произведение А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Выделите основные смысловые блоки.

Перечитайте рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника», напишите рецензию по заданному началу.

Напишите рецензию на одно из самостоятельно прочитанных вами литературных произведений, используя «схему» :

Основная тема книги …

Действие происходит…

Главные герои …

Об истории создания …

Автор хотел заинтересовать читателя…

Использует эпитеты/ метафоры/ сравнения/ …

Основная мысль произведения отражена …

Закончить хочется словами… 

Заочная экскурсия – методически продуманный «показ» достопримечательностей, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов (виртуальных), а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Для подготовки к экскурсии можно использовать памятку:

Как готовиться к заочной экскурсии?

  1. Определите тему, цель экскурсии, придумайте интересное, оригинальное название.
  2. Подумайте, кому адресована речь и как она будет звучать.
  3. Отберите объекты показа. Составьте экскурсионный маршрут.
  4. Изучите литературу и другие источники по теме экскурсии, выберите интересный фактический материал.
  5. Подготовьте план, тезисы, монологически связный текст экскурсии.

Требования к монологическому связному тексту экскурсии: краткость, чёткость, необходимое количество фактического материала(в достаточной мере: без превращения текста экскурсии в статическую статью), полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка «показываемых» явлений, логические переходы.

Композиция экскурсионного высказывания

Вступление

Основная часть

Заключение

Целевая установка.

С чего начать наблюдение, на что обратить внимание, с чем сравнить, и т.д.

Развитие темы.

Фразы указывающие на действия( остановимся на мгновение, вглядитесь пристальнее, обратите внимание на … и т.д.)

Заключительное слово, усиливающее эффект от уже сказанного или увиденного.

Автор текста экскурсии (заочной или «живой») не ограничивается показом экспонатов, он комментирует их, и как можно полнее, интереснее, детальнее. Добиться подобной детальности при описании какого – либо экспоната можно, используя определённые методические приёмы:

- приём панорамного показа;

- приём зрительной реконструкции;

- приём зрительного сравнения;

-приём переключения внимания;

- приём экскурсионной справки;

- приём соучастия и т.д.

Примерные задания.

Внимательно прочитайте фрагмент текст заочной экскурсии, выделите в нем соответствующие приёмы и укажите их роль.

Используя дополнительную информацию, иллюстрации и приведённые сведения, подготовьте заочную экскурсию – рассказ о памятнике А.С. Пушкину в Москве.

Опишите любой памятник вашего города, используя приёмы экскурсионного показа.

Проведите заочную экскурсию по школе.

Ознакомьтесь с экспонатами дома-музея Б. Пастернака в Переделкино(htth://pasternakmuseum.ru/). Опишите по заданному началу одну из комнат музея.

Посмотрите экспозиции литературных музеев на сайте Музеи России (http://museum.ru/). Подготовьте заочную экскурсию и жизни и творчестве русского писателя.

Заключение

В своей работе я описала систему пошаговой подготовки к выполнению таких заданий как биографический рассказ, рецензия и заочная экскурсия. Уверенна в том, что эти упражнения развивают монологическую речь: помогают научить обучающихся  свободно выражать свои мысли и чувства в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Являются палочкой – выручалочкой в подготовке к ГИА. Целенаправленно и системно используя данные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень  речевой культуры обучающихся.

Список использованной литературы

  1. Бирючева, Е.С. Учимся писать сочинения. 7класс. ФГОС/Е.С. Бирючева.- М.: Издательство «Экзамен», 2019.
  2. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/А.А. Леонтьев. - М.: Издательство URSS,2014.
  3. Насрутдинова, Л.Х./ Русский язык/ Л.Х. Насрутдинова.- М.: Эксмо,2019.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025
uCoz