Четверг, 04.12.2025, 00:07
Канавина Елена Анатольевна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование приема «кластер» на уроках русского языка и литературы

Сей час много причин для того, чтобы использовать современный технологии обучения.

Вот некоторые из них:

• желание развития творческого мышления,

• потребность в развитии письменной и устной речи,

• увеличение объёма информации,

• уменьшение количества часов по предметам,

• снижение познавательной деятельности обучающихся,

• низкая мотивация учебной деятельности.

 Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Меня поиски привели к использованию технологии развития критического мышления. Из всех технологий она, на мой взгляд, самая рациональная.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер. В России она известна с 1997 года. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

В своей работе я поделюсь опытом использования кластеров, т.к этот прием часто использую на уроках литературы и русского языка.

Актуальность: прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Цель: описать эффективность применения приема Кластер, как средства для активизации речевой и мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Содержание работы определило следующие задачи:

1. Изучить теоретическое обоснование возникновения метода в психолого-педагогических аспектах.

2. Определить и систематизировать теоретические положения об особенностях использования учителем приема.

3. Расширить педагогическое представление о возможностях развития критического мышления учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы.

4. Рассмотреть приема «кластер» на примерах заданий и разработки конспекта урока литературы. 

5. Описать результативность использования технологии на уроках литературы.

6. Выявить проблемы использования приема.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

• он позволяет охватить большой объем информации;

• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

• умение ставить вопросы;

• выделять главное;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

• сравнивать и анализировать;

• проводить аналогии.

Уроки с применением метода кластера дают обучающимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Понятие «Кластер»

Кластер (от англ. cluster - «скопление», «пучок», «созвездие») — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

• вызов,

• осмысление,

• рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы. Прием кластера может применяться на любой из стадий. • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы. • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал. • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний. Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Кластер может быть использован и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у обучающихся определенного опыта в его составлении

Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Можно выделить следующие формы работы с кластерами:

• самостоятельная домашней работа;

• самостоятельная работа при выполнении практического задания:

• работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер;

• работа в составе учебной группы при участии учителя;

• выполнение контрольного задания на составление кластера, написание рассказа, сочинения по кластеру.

Существуют различные виды кластеров, я же использую два: планета и ее спутники и блок-схема.

Кластер на уроке русского языка

Работа над кластером начинается с главного слова (темы), которое мы записываем в центре листа. Далее обучающиеся записывают все, что он знают по данной теме. Записи обводят в круг (желательно использовать разные чернила) и соединяют их с темой прямой линией. На уроках русского языка чаще всего использую прием в стадии вызова. Например, урок по теме «Что мы узнали о числительном?» можно начать с кластера, в котором запишем все теоретические сведения по теме (приложение 1 рис. 1). Это позволит сгруппировать информацию, ранее изученную, понять уровень усвоения ее обучающимися, выявить пробелы в знаниях. По получившейся схеме детям проще составить связный текст.

На стадии осмысления большим подспорьем будет использование кластеров в 9 классе при изучении темы «Сложноподчиненное предложение и его виды». Составляем с ребятами кластер и, если есть необходимость, дополняем его на протяжении изучения всей темы. Данный кластер использую и для подготовки обучающихся к ОГЭ. (Приложение 2)

Использую прием на уроках развития речи, с целью подготовки обучающихся к написанию сочинения. На стадии рефлексии кластер помогает систематизировать знания, особенно выручит, если информации было получено много. ( Приложение 3)

Кластер на уроке литературы

На уроках литературы кластер как прием не заменим, так как позволяет быстро, красочно оформить классную доску, дать характеристику герою, сопоставить события и вникнуть в суть конфликта. Домашнее задание в виде кластера по биографии писателей показывает подготовку обучающихся к уроку, степень изучения ими вопроса. И немало важно, сокращает рукописный текст, что позволяет с легкость проверить выполненное задание. (Приложение 4)

На стадии осмысления можно с помощью кластеров сопоставить литературных героев и найти общие точки соприкосновения. (Приложение 5)

Не заменимы кластеры на уроках, когда рассматривается литература в обзоре, даются понятия литературных течение и направлений.

В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

Таким образом, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает обучающимся:

1. систематизировать, обобщить, актуализировать, структурировать знания по теме;

2. запомнить теоретический материал;

3. составлять связные высказывания.

   

 Конспекты уроков http://kanavina.ucoz.net/load/urok_literatury/1-1-0-5 

http://kanavina.ucoz.net/load/urok_russkogo_jazyka/1-1-0-9

http://kanavina.ucoz.net/load/urok_literatury/1-1-0-10

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025
uCoz