Конспект урока литературы в 5 классе по теме:
Патриотическая позиция И.А. Крылова в басне «Волк на псарне»
Урок общеметодической направленности, второй из цикла.
Цели деятельности учителя: дать представления об образе рассказчика, повествующего об увиденном, о художественном и языковом своеобразии басен И. А. Крылова; помочь учащимся осмыслить жанр басни; развивать навыки выразительного чтения басни, умения находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: смыслообразование — устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода, поэтапного формирования умственных действий, проектной деятельности. Урок составлен с применением приемов Технологии критического мышления.
Оборудование: учебник под редакцией Коровиной В.Я., электронная доска для воспроизведения презентации (приложение 1), рабочие листы (приложение 2).
Ход урока
- Организационный этап.
Приветствие учеников.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Чтение ранее изученных басен И. А. Крылова.
- Актуализация знаний.
- Посмотрите на слайд. Кого вы видите на нем? (Наполеон и волк)
Как вы думаете, что их связывает? (Учитель в зависимости от ответов обучающихся подводит к басне Крылова «Волк на псарне»)
- Первичное усвоение новых знаний.
Выразительное чтение басни. Учебник стр.60. ( фонохрестоматия https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/fonokhrestomatiya-5-klass )
Слово учителя
Басня была написана в первых числах октября 1812 года. В образах Ловчего и Волка изображены полководец Кутузов и французский император Наполеон Бонапарт. Поводом к написанию басни послужила попытка Наполеона заключить договор с Россией в сентябре 1812 г.: "Басня представляет собою важнейший из откликов Крылова на отечественную войну России против наполеоновской агрессии. В образах Ловчего и Волка изображены М. И. Кутузов и Наполеон. Непосредственным поводом к написанию басни явились попытки Наполеона, находившегося в Москве, в конце сентября 1812 г. заключить выгодный для престижа его армии мир. Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября нанес поражение французским войскам при Тарутине. По свидетельству современника "Крылов, собственною рукою переписав басню, отдал ее жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме. Кутузов прочитал басню после сраженья под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: "а я, приятель сед", снял свою белую фуражку и потряс наклоненною головою". Об успехе, который имели патриотические басни Крылова в армии, свидетельствует письмо К. Батюшкова Н. Гнедичу от 30 октября 1813 г .: "Скажи Крылову, – писал Батюшков, – что... в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием".
- Первичная проверка понимания
Словарная работа
На доске: Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон
Анализ текста по вопросам:
1. Какова причина шума, переполоха на псарне?
2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? (Обратить внимание на глаголы: «поднялся» (двор), (псы) «залились», «рвутся» (в драку), (псари) «кричат», «бегут» (с дубьем.)
3. Каково поведение Волка в этот момент? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)
4. Каким изобразил его Крылов? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)
5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)
Чтение речи Волка, при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.
6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)
7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)
8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? («Он, умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)
Чтение речи Волка учителем с соответствующей интонацией.
9. Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего? (Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка.)
10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?
11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?
12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна в наши дни в определенных ситуациях.)
13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню» и другие.)
- Первичное закрепление.
Выполнение заданий рабочего листа.
Составить кластеры, дав характеристику Ловчему и Волку. Написать синквейны.
После чего работы озвучиваются учениками, обсуждаются, дополняются.
(Если обучающиеся затрудняются работа выполняется совместно с учителем на доске и дублируется в листах).
7)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выучить басню.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.
Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.
А какие у вас появились мысли?
|