Цели урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизненного пути Л.Н. Толстого, с его основными идеями; формировать умения оригинального мышления; воспитание культуры умственного труда на основе использования таких мыслительных операций: сравнение, анализ.
Оборудование: проектор, видео ролик. Наглядные пособия: портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка книг Толстого; иллюстрации художников к произведениям «После бала», «Люцерн», «Война и мир» и др.
Ход урока
Стадия вызова 10 мин
Оргмомент: подготовка к уроку
Слово учителя
Сегодня мы откроем следующую страницу безграничной книги великих писателей России.
Весь XX век этот человек оставался одним из самых читаемых авторов во всём мире. Лучшие его произведения были экранизированы неоднократно. Сейчас я прочитаю отрывки из его произведений, а вы их мне назовёте. 5 мин.
"Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь день народ был на палубе...." ("Прыжок")
"Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась..."("Акула")
«- Вот вы скажете, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае. Я вот про себя скажу.» ОТВЕТ Рассказ «После бала»
«Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли…» ОТВЕТ Повесть «Детство»
Он «был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… кроме того, он был рассеян». ОТВЕТ Пьер Безухов «Война и мир»
- Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
-Тема нашего урока “Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество”.
-Давайте вместе обозначим цели нашего урока
- Что мы должны сегодня узнать на уроке?( Узнать о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого.)
-Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим творчеству писателя. Запишите тему в тетрадь.
Стадия осмысления. 30 мин
2. Изучение нового материала
Я предлагаю вам просмотреть фильм о Л.Н. Толстом.10 мин.
Беседа после просмотра фильма.
- Назовите рассказы Толстого для детей.
-Когда он родился?
-Где он родился?
-Сколько детей было в семье?
- Что вы можете рассказать об образовании писателя?
- Отношение к крестьянам?
Откройте учебники на стр. 260 – 269, 305 составьте кластеры по данным материалам. 15 мин.
Расскажите по кластерам о жизни писателя.
Слово учителя.
Работа с портретом.
Вот портрет писателя (работы И. Е. Репина). Вы видите, прежде всего глаза: небольшие, круглые — и в этом их особенность, — совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие: точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит... Остальное — и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и даже все тело кажется пристроенным к этим глазам. Сначала — глаза, а затем уже прочее…
Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и слушать Толстого, считали себя счастливыми людьми.
В служении людям видел писатель смысл своей жизни. («Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям» (Л. Толстой). А жизнь его была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не зная лени, был беспощадно строг и требователен к себе как к художнику слова.
Литературное наследие Толстого — это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература была для него делом, в которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма и народной любви к родине.
Но писатель был и обличителем зла, отказывался мириться, с какими бы то ни было проявлениями лицемерия, фальши. Он не любил людей самоуспокоенных и равнодушных. «Спокойствие — душевная подлость», — считал он. По мнению Толстого, человек должен постоянно находиться в поиске, «рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Стадия рефлексии. 5 мин
3. Итог урока
Составьте синквеин на тему «Л.Н. Толстой»
4. Домашнее задание - Дочитать 1 том до конца.
|