Тема: Развитие речи. Описание природы.
Цель: 1. Познакомить обучающихся с предметом описания в сочинениях – описания природы.
2. Развивать речь, логическое мышление, формировать умение работать с текстом с применением технологий критического мышления через чтение и письмо. («Ромашка Блума», «тонкие вопросы», «синквейн»)
3. Воспитывать любовь к природе, к слову.
Оборудование: презентация, учебник.
Ход урока.
I.Организация класса.
II. Сообщение темы урока: Сегодня мы будем учиться описывать природу.
III.Проверка домашнего задания.
- Чтобы знания были впрок,
Следует повторить урок.
-Дома вы составили синквейны на тему «Зимний лес». Кто хочет поделиться своими наблюдениями?
Лес
Зимний, волшебный.
Околдовывает, завораживает, удивляет.
Мне нравится зимний лес.
Красота.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием.
IV.Изучение нового материала.
- Открываем тетради, записываем число, тему урока «Описание природы»
Стадия вызова.
Наша задача – научиться описывать природу по наблюдениям.
- Скажите пожалуйста, какую часть речи мы изучаем? (имя прилагательное)
- Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
- Какую роль играют прилагательные в речи? (обогащают, украшают речь, помогают в создании текста – описания)
- Давайте убедимся в этом. Сначала прочитаем текст без прилагательных.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащу елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в морозы. И особенно хороши они сегодня над снегом и бором. Солнце еще за лесом. В колеях тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет. И сосны замерли под небом.
- Встречаются здесь имена прилагательные? (нет)
- Красивый текст? (нет)
Прочитаем описание зимнего леса утром Ивана Алексеевича Бунина.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.
- Что описывает Иван Алексеевич Бунин? (Лес)
- Где он находится, когда видит эту картину? (у окна в доме)
- Что именно описывает Бунин? (Утро в январские морозы)
- Какова основная мысль описания? (Показать, что лес очень изменился. Какое великолепие и спокойствие.)
Бунин передает свои зрительные впечатления – то, что он увидел из окна дома, небо над снегами, солнце за лесом, просека, дорогу к дому, вершины сосен.
- Найдите описание предметов.
(небо - синее, просека – в голубой тени; тень в колеях санного следа – совершенно синяя; вершины сосен – зеленые; солнечный свет – золотистый)
1 шаг. Постановка проблемы.
Откройте учебники на стр. 117. Работаем с упражнением № 292.
- Прочитайте задание (читают)
- Какая задача стоит перед нами? (описать уголок природы)
Организация словарной работы.
Сейчас мы начнем составлять словарь на «зимнюю» тему. Поможет нам в этом ромашка. («Ромашка Блума»)
Разделитесь на 5 групп (на мое усмотрение)
1 группа – день,
2 – небо,
3 – снег,
4- лес,
5 – настроение.
- Подберите для каждой сердцевинки ромашки соответствующие прилагательные.
День: ясный, холодный, морозный.
Небо: ярко-синее, ясное, высокое.
Снег: глубокий, зернистый, пушистый, холодный, белый.
Лес: зеленый, красивый, пышный, кружевной, волшебный.
Настроение: спокойное.
- Выходим к доске и прикрепляем свой лепесток к сердцевинке.
- Вот у нас и получилась ромашка.
Порядок ромашек и будет планом написания сочинения.
- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились при описании леса.
(Лес волшебный, лес зеленый, лес красивый, лес пушистый.)
- Какие из этих сочетаний являются эпитетами? (лес красивый, волшебный.)
- Составьте с этими словосочетаниями предложения.
Зеленый лес стоит вдали, укутанный январскими морозами. На зеленый лес опустилась кружевная накидка инея.
- Молодцы. Эти предложения вы можете использовать в своих сочинениях.
Итог урока.
Домашнее задание.
- Используя рабочие материалы, выполните упр. 292.
Лучшие сочинения и синквейны мы поместим в сборник рассказов.
|