Четверг, 04.12.2025, 02:20
Канавина Елена Анатольевна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [14]
Подготовка к ОГЭ [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок русского языка
18.03.2018, 13:52

Русский язык 9 класс

Тема урока: Понятие о сложносочиненном предложении. Средства связи в ССП

Цель урока:

- формирование знаний о ССП, средствах связи в ССП.

Задачи:

- отработка умения различать простые предложения с однородными членами

от ССП;

- развивать навыки и умения определять смысловые отношения в ССП, правильно расставлять знаки препинания с сложном предложении;

- воспитывать учебную мотивацию.

Тип урока: урок изучения нового материала

Повторение: Простые предложения, осложненные однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Ход урока:

I Орг. Момент

Часто ли в речи мы пользуемся сложносочиненными предложениями? Какие отношения возникают между простыми предложениями в ССП? Какие бывают союзы и как от них зависят смысловые отношения предложений? Обо всем этом вы узнаете на уроке

Записываем число и тему урока.

2. Повторение ранее изученного.

  1. Словарно-орфографическая работа (по памяти, один ученик работает у доски)

Прогрессивная работа, современные танцы, подлинное искусство, проводить эксперимент, достоинство человека, картинная галерея.

Проверка по цепочке

2. Актуализация опорных знаний

- Что называется сложным предложением?

- Перечислите средства связи в сложных предложениях.

(союзы, союзные слова, местоимения, синонимы, антонимы, неполнота предложения, повтор слов).

- Назовите виды сложных предложений.

- Союзные сложные предложения бывают…

III Подготовка к основному этапу

Запишем предложение:

Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.

 

- Обозначьте грамматические основы этого предложения. (2)

Следовательно, оно… сложное.

- Если в предложении союзы, союзные слова? (союз И)

Следовательно, оно… союзное, сложносочиненное.

- Разделите каждую грамматическую основу в составе ССП на отдельное простое предложение.

- Изменился ли смысл всего предложения? (нет)

- Следовательно, каждая грамматическая основа в составе сложносочиненного предложения равноправна.

Части в ССП равноправны, от одной части к другой нельзя задать вопрос, и поэтому на схеме простые предложения в составе ССП обозначаются квадратными скобками: [], и [].

Смысловые отношения простых предложений в сложносочиненном зависят от характера союзов.

IV Формирование новых знаний

Работа с учебником.

Прочитайте п. 11

В ССП простые предложения равноправны по смыслу. Соединяются они сочинительными союзами. ССП делятся на три группы.

ССП

Союз

Значение

Пример

С соединительными союзами

И, да (= и), да и, ни- ни, также (и), тоже (и), не только.. но и, как…так и

Последовательность событий

 

Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.

 

Одновременность событий

Тихо плещется море, и на его поверхности отражаются звезды.

 

Причинно-следственные отношения

 

Прозвенел звонок, и я вошел в класс.

Присоединительное значение

Все построились на линейку, и я тоже встал в строй.

С противительными союзами

А, но, да (=но), однако, зато, же, только (=но)

Противопоставление

Все проходит, да не все забывается.

 

С разделительными

союзами

Или (иль), либо, то-то, то ли-то ли, не то- не то

Чередование событий или взаимоисключение (разделение)

То огонь в лампе погаснет, то половицы заскрипят.

На улице не то зима продолжается, не то весна приходит.

 

V Первичная проверка усвоения знаний

Упражнение 1. Назовите грамматические основы в предложениях, определите смысловые отношения.

  1. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
  2. Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
  3. Тихо плещется море, и на его поверхности отражаются звезды.
  4. Все проходит, да не все забывается
  5. То снимет шапку елка, то березка рукавом тряхнет.

Упражнение 2.

Выполнить упражнение учебника № 60 стр. 37.

Из двух простых предложений составьте несколько сложных с разными сочинительными союзами. Объясните выбор союзов для связи простых предложений в сложном.

(физминутка)

Упражнение 3.Употребите в предложениях разделительные союзы так, чтобы они не повторялись в разных предложениях.

  1. … дождь пойдет, … солнце выглянет.
  2. … сегодня я сдам экзамен, … мне придется пересдавать его позже.
  3. …самолет летит, … трактор работает.
  4. … в дверь позвонили, … наш попугай снова передразнивает звонок.
  5. … огонь в лампе погаснет, … половицы заскрипят.

 

Запишите, расставьте знаки препинания, определите разряд союза.

Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (прот. союз А).

Ни одного возгласа с корабля не раздалось вслед, ни одна рука не взметнулась вверх. (соед. союз НИ-НИ) .

  1. Схематический диктант. Прослушайте предложения, составьте в тетрадях схемы этих предложений.

Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (прост.с однор. членами)

[ _____ ═ и ═ ].

Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком. (слож.) [ ─ ═], и [ ─ ═ ].

Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.

[ ─ ═ ] , [ и = безлич.].

Весна, и уже тепло. [ ─ назыв.] , [ и = безлич.]

И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. [ И ─ =], [и ─ =], [ и ─ =] .

Выборочная проверка .

VI Итоги урока

Домашнее задание

Вопросы

  1. При помощи чего связаны простые предложения в ССП?
  2. Можно ли в ССП задать вопрос от одного простого к другому?
  3. Как обозначаются на схеме простые предложения в составе ССП?
  4. Какие группы сочинительных союзов вы знаете?

 

Выставление оценок с комментированием.

VII Домашнее задание

П.11.12. упражнение 62

Спасибо всем за урок! До свидания!

 

 

Карточки

 

(Приложение 1)

 

Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

 

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________

 

 

Приложение 2.

Задание: расставить знаки препинания, определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

 

 

 

 

 

Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

 

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________

 

 

 

Задание: расставить знаки препинания, определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

 

 

Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

 

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________

 

 

 

Задание: расставить знаки препинания, определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: 181109
Просмотров: 387 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025
uCoz