Русский язык 9 класс
Тема урока: Понятие о сложносочиненном предложении. Средства связи в ССП
Цель урока:
- формирование знаний о ССП, средствах связи в ССП.
Задачи:
- отработка умения различать простые предложения с однородными членами
от ССП;
- развивать навыки и умения определять смысловые отношения в ССП, правильно расставлять знаки препинания с сложном предложении;
- воспитывать учебную мотивацию.
Тип урока: урок изучения нового материала
Повторение: Простые предложения, осложненные однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Ход урока:
I Орг. Момент
Часто ли в речи мы пользуемся сложносочиненными предложениями? Какие отношения возникают между простыми предложениями в ССП? Какие бывают союзы и как от них зависят смысловые отношения предложений? Обо всем этом вы узнаете на уроке
Записываем число и тему урока.
2. Повторение ранее изученного.
- Словарно-орфографическая работа (по памяти, один ученик работает у доски)
Прогрессивная работа, современные танцы, подлинное искусство, проводить эксперимент, достоинство человека, картинная галерея.
Проверка по цепочке
2. Актуализация опорных знаний
- Что называется сложным предложением?
- Перечислите средства связи в сложных предложениях.
(союзы, союзные слова, местоимения, синонимы, антонимы, неполнота предложения, повтор слов).
- Назовите виды сложных предложений.
- Союзные сложные предложения бывают…
III Подготовка к основному этапу
Запишем предложение:
Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.
- Обозначьте грамматические основы этого предложения. (2)
Следовательно, оно… сложное.
- Если в предложении союзы, союзные слова? (союз И)
Следовательно, оно… союзное, сложносочиненное.
- Разделите каждую грамматическую основу в составе ССП на отдельное простое предложение.
- Изменился ли смысл всего предложения? (нет)
- Следовательно, каждая грамматическая основа в составе сложносочиненного предложения равноправна.
Части в ССП равноправны, от одной части к другой нельзя задать вопрос, и поэтому на схеме простые предложения в составе ССП обозначаются квадратными скобками: [], и [].
Смысловые отношения простых предложений в сложносочиненном зависят от характера союзов.
IV Формирование новых знаний
Работа с учебником.
Прочитайте п. 11
В ССП простые предложения равноправны по смыслу. Соединяются они сочинительными союзами. ССП делятся на три группы.
|
ССП
|
Союз
|
Значение
|
Пример
|
|
С соединительными союзами
|
И, да (= и), да и, ни- ни, также (и), тоже (и), не только.. но и, как…так и
|
Последовательность событий
|
Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
|
|
Одновременность событий
|
Тихо плещется море, и на его поверхности отражаются звезды.
|
|
Причинно-следственные отношения
|
Прозвенел звонок, и я вошел в класс.
|
|
Присоединительное значение
|
Все построились на линейку, и я тоже встал в строй.
|
|
С противительными союзами
|
А, но, да (=но), однако, зато, же, только (=но)
|
Противопоставление
|
Все проходит, да не все забывается.
|
|
С разделительными
союзами
|
Или (иль), либо, то-то, то ли-то ли, не то- не то
|
Чередование событий или взаимоисключение (разделение)
|
То огонь в лампе погаснет, то половицы заскрипят.
На улице не то зима продолжается, не то весна приходит.
|
V Первичная проверка усвоения знаний
Упражнение 1. Назовите грамматические основы в предложениях, определите смысловые отношения.
- Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
- Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
- Тихо плещется море, и на его поверхности отражаются звезды.
- Все проходит, да не все забывается
- То снимет шапку елка, то березка рукавом тряхнет.
Упражнение 2.
Выполнить упражнение учебника № 60 стр. 37.
Из двух простых предложений составьте несколько сложных с разными сочинительными союзами. Объясните выбор союзов для связи простых предложений в сложном.
(физминутка)
Упражнение 3.Употребите в предложениях разделительные союзы так, чтобы они не повторялись в разных предложениях.
- … дождь пойдет, … солнце выглянет.
- … сегодня я сдам экзамен, … мне придется пересдавать его позже.
- …самолет летит, … трактор работает.
- … в дверь позвонили, … наш попугай снова передразнивает звонок.
- … огонь в лампе погаснет, … половицы заскрипят.
Запишите, расставьте знаки препинания, определите разряд союза.
Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (прот. союз А).
Ни одного возгласа с корабля не раздалось вслед, ни одна рука не взметнулась вверх. (соед. союз НИ-НИ) .
- Схематический диктант. Прослушайте предложения, составьте в тетрадях схемы этих предложений.
Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (прост.с однор. членами)
[ _____ ═ и ═ ].
Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком. (слож.) [ ─ ═], и [ ─ ═ ].
Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.
[ ─ ═ ] , [ и = безлич.].
Весна, и уже тепло. [ ─ назыв.] , [ и = безлич.]
И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. [ И ─ =], [и ─ =], [ и ─ =] .
Выборочная проверка .
VI Итоги урока
Домашнее задание
Вопросы
- При помощи чего связаны простые предложения в ССП?
- Можно ли в ССП задать вопрос от одного простого к другому?
- Как обозначаются на схеме простые предложения в составе ССП?
- Какие группы сочинительных союзов вы знаете?
Выставление оценок с комментированием.
VII Домашнее задание
П.11.12. упражнение 62
Спасибо всем за урок! До свидания!
Карточки
(Приложение 1)
Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:
Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________
Приложение 2.
Задание: расставить знаки препинания, определить смысловые отношения по схеме в учебнике.
1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.
2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.
3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.
4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.
Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:
Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________
Задание: расставить знаки препинания, определить смысловые отношения по схеме в учебнике.
1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.
2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.
3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.
4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.
Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:
Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________
Задание: расставить знаки препинания, определить смысловые отношения по схеме в учебнике.
1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.
2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.
3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.
4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.
|