Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Садитесь.
Постановка учебной задачи. Слайд 1
Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. Слайд 2
- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).
- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.
Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.
-Почему?
( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).
Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о буквах Е-И в корнях с чередованием. Откройте тетради, запишите тему урока.
- Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны? (Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)
- Какие корни с чередованием изучили?
- От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?
А -раст (ращ)- - -рос?
- Сегодня вам предстоит узнать, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием е-и.
- Давайте подумаем, какова цель урока?
-Чему мы сможем научиться? Слайд 3
Изучение нового материала.
Посмотрите на слайд. Слайд 4
СобИрать-собЕру
ЗапИрать-запЕреть
ОтдИрать-отдЕру
ЗамИрать-замЕреть
БлИстать-блЕстеть
ЗастИлать-застЕлить
-Прочтем слова, назовем корни и чередующиеся в них гласные.
-Сделаем вывод о написании корней с чередованием.
- Сравним наш вывод с формулировкой учебника.
Чтение правила –& 112 с.112
Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Закрепление изученного материала
Запись правила – шутки
- А теперь я хотела бы вам предложить шутливое правило для лучшего запоминания.
Если после корня –А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? ВытИрай! Слайд 5
- Запишем в тетрадь.
Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде. Слайд 6
1. Выделяю в слове (корень).
2. Ставлю (знак ударения).
3. Нахожу (безударную гласную в корне)
4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
6. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение
Учитель: выполним задание слайда, чтобы закрепить полученные знания. (Обучающиеся выполняют задание: вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограмму)
Взаимопроверка по эталону на слайде слайд 7.8
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ КЛАСС
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
«Хлопок». Слово с И – хлопок.
Смелый умирает один раз, а трус каждый день.
Смерть чинов не разбирает.
Солдат службы не выбирает.
Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.
Кто детям потакает, сам слезы вытирает.
Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Не силой дерутся – умением.
Не задирай нос высоко – споткнешься.
- Что за предложения прочла? Кто создает пословицы? К какому жанру литературы относятся пословицы?
Учитель: Продолжим работу. Откройте учебники на странице 113, упр. 646. Прочитайте задание. Внимательно рассмотрите образец выполнения. Самостоятельно выполните упражнение.
Проверяем по цепочке.
Учитель. Запишем под диктовку словосочетания. Слайд 10
Натирать пол,
Убирать квартиру,
Запереть дверь,
Вытереть посуду,
Замер от ужаса,
Протирать глаза,
Уберешь посуду,
Вытирать окна,
Собирать грибы,
Запирать на замок.
-Проверим. Слайд
Учитель. Продолжим работу, выполняя упражнение 647. Взаимопроверка.
Учитель: Выполним упр. 648. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. За доской работает ученик. Проверяем. В это время 2 ученика работают у доски. Выполняют задания под цифрами. Проверяем.
Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Учитель: Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.
Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.
Ведь СЛАЙД 11
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.
Домашнее задание слайд 12
П. 112 стр. 112 правило № 24 упр. 649
Выставление отметок за работу на уроке.
7____-.ppt