Четверг, 04.12.2025, 00:48
Канавина Елена Анатольевна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

20:17
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

 1 слайд

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.                                                                                                             

2 слайд

Основные свойства функционально грамотной личности: это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями (Изучать. Находить. Мыслить. Содействовать. Приниматься за дело).

Функциональная грамотность — это способность человека применять на практике свои знания и умения.

    Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мыщление и глобальные компетенции.

В основе функциональной грамотности лежит функциональное чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — это текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и др., работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без чтения другие виды функциональной грамотности будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией. Поэтому особое внимание мы должны уделить развитию читательской грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у обучающихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Чем раньше мы начнем формировать эти умения, тем лучше для нас и наших учеников. В 5-6 классе учим работе с текстом, в 7- 8 классах развиваем эти умения, а в 9 совершенствуем.

 Я для развития этих умений использую следующие приемы:                     

3 слайд

- разные виды анализа текста (смысловой, стилистический, синтаксический и др). Остановлюсь на комплексном анализе текста. Он помогает развитию языковой компетенции, систематизирует и обобщает знания о единицах языка, об их взаимосвязях и взаимоотношениях, которые максимально проявляются в тексте. Комплексный анализ текста применяется на разных этапах современного урока русского языка.

Рассмотрим примеры анализа текста в 7 классе, которые включаю задания. Такие как… еще один текст, чтобы показать вариативность такой работы.  

4 слайд

5 слайд

Важно заметить, что использовать нужно тексты разных стилей. На слайде вы видите пример работы с документом. Задание такое …                        Или еще вариант: Составить автобиографию А. С. Пушкина от имени самого писателя. Или дополните автобиографию А.П. Чехова.

При анализе научного теста идеально подходят приёмы технологии критического мышления - «лови ошибку» или «тонкие и толстые вопросы».          

 6 слайд

Особое внимание в своей работе уделяю творческим заданиям. Вот пример одного из них: Рассмотрите снимок Макса Альпера «Комбат» (1942 г.) – один из самых ярких выразительных снимков времён Великой Отечественной войны. Фотография сделана за несколько секунд до гибели командира. Придумайте рассказ от лица фотографа, сделавшего этот кадр, использую тип остросюжетной композиции:

7 слайд

Или дать задание написать рецензию на одно из самостоятельно прочитанных вами литературных произведений, используя схему…       

8 слайд

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна. Поэтому учу детей составлять шпаргалки - большой теоретический материал оформлять в таблицы, кластеры, синквейны.

Могу с уверенностью сказать, что данные приемы приносят положительные результаты: все мои ученики успешно справляются с ГИА.

9 слайд

В конце своего выступление делюсь ссылками на сайты, которые помогут вам в развитии функциональной грамотности учеников.   

10 слайд

Это сайт РЭШ, Просвещение, Институт стратегии развития образования, PISA. Примеры заданий и тексты использовала в презентации рабочих тетрадей для 7 класса А.Б. Малюшкин «Комплексный анализ текста» и «Учимся писать сочинения» Е. С. Бирючева.

Спасибо за внимание. Успехов в новом учебном году. 

Просмотров: 92 | Добавил: 181109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025
uCoz