Педагогическая олимпиада по литературе
2021/2022 учебный год
Задание 1
Я и 7 моих друзей «по несчастью»…
Какое страшное слово – изоляция! Что может быть страшнее? Страшнее – самоизоляция!
На деле – это время, которое ты можешь потратить на себя любимого. Например, повысить свой культурный уровень. Скучно одному? Я могу с радостью помочь найти друзей «по несчастью». Поверь, с ними время пролетит незаметно, а период самоизоляции останется одним из лучших воспоминаний. Поехали!
- А.Грин «Зелёная лампа»
Всего 7 часов изоляции в день, каждый день, не зная, что ты игрушка и когда это всё закончится. Но жизнь не предсказуема! Эти 7 часов помогли бродяге стать врачом.
- А.И. Куприн «Олеся»
Она молода и красива, но вынуждена жить в лесной избушке, т. к местные жители считают её ведьмой. Что заставит покинуть лес Олесю? Конечно любовь…, к сожалению, несчастная.
- Г. Яхина «Зулейха открывает глаза»
Все герои этого романа, в какой - то степени, находятся на изоляции: тюрьма, вагон, тайга. А есть профессор Вольф Карлович Лейбе, который живёт в яйце. Да, да в яйце, которое он сам вокруг себя вырастил, чтобы уйти от окружающей его действительности. Но однажды оно лопнет, дабы дать смысл новой жизни.
- А. Кристи «Десять негритят»
10 человек оказываются на острове. Выбраться с него невозможно. Их начинает кто-то убивать в порядке детской считалочки. И что же? Оказывается, все они там неслучайны – за поступки нужно отвечать…
- У. Голдинг «Повелитель мух»
Самолет падает на необитаемый островок, выжить удаётся только детям. Что же им делать? Играть во взрослых. Но эта игра заходит слишком далеко и доказывает, насколько дети могут быть жестоки…
- Д. Дэфо «Робинзон Крузо»
28 лет! 28 лет на необитаемом острове в одиночестве. Вот, где настоящие трудности. Этот роман доказывает, что человек могуществен.
- Н. Абгарян «С неба упали три яблока»
История одной маленькой деревни в горах и ее немногочисленных обитателях…
С неба упали три яблока: одно тому, кто видел, второе тому, кто рассказал, а третье тому, кто …
Прочитав эти книги, ты поймешь, что счастлив: у тебя есть еда, мягкий диван, электричество, чтобы ты мог читать в любое время суток.
Задание 2
Может ли учителю быть стыдно перед своим учеником?
Стыдно!? Перед учеником!? А почему бы нет! Любой учитель, прежде всего – человек. И ничто человеческое ему не чуждо: слабости, ошибки, страхи.
В 1962 году Чингиз Айтматов написал повесть «Первый учитель», в которой он рассказал о сложном и жестоком начале двадцатого века: становлении советской власти, борьбе с невеждами, которые были против учебы и развития молодежи. Айтматов повествует о судьбе учителя – это добрый, наивный, влюбленный в своё дело красноармеец Дюйшен. Он учит ребят всему, что знает сам, проявляет удивительное терпение, с увлечением объясняет им учебный материал. Дюйшену удаётся вселить в детей веру и надежду в светлое будущее, они готовы идти за ним по ледяной воде навстречу знаниям. Но придя домой, эти дети натыкаются на стену непонимания со стороны родителей: они открыто смеются над учителем, называя дурнеем, пользы в образовании не видят и считают это бесполезным делом. «Он, видишь ли, обещание дал детям, этим соплякам», - говорят близкие Дюшейну люди, что уж говорить о других жителях аула. Да, он дал, и должен его исполнить! Но как? Когда ты один, а перед тобой толпа озверевших людей.
Стыдно, очень стыдно смотреть в лицо бедной девочке Алтынай и признавать беспомощность перед традициями, семейными устоями. Но Дюйшен не сломался, он смог сдержать своё учительское слово.
Его ученики выросли достойными людьми. Алтынай вспоминала о нём: «Как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, даже самого обыкновенного букваря, как он отважился на такое поистине великое дело! Шутка ли - учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны». Всё, чего она добилась в жизни, благодаря первому учителю. Никогда Алтынай не забудет его поступка: «Если бы сейчас я нашла ту тропу, по которой мы возвращались с Дюйшеном с гор, я приникла бы к земле и поцеловала следы учителя. Тропа эта для меня – всем дорогам дорога».
Дюйшен, как любой учитель, нёс ответственность за своих учеников и он не мог поступить иначе. В памяти учеников остался совестливым, трудолюбивым, целеустремленным человеком. Таким и должен быть учитель, который не забывает о силе своего слова.
Но и о силе действий не стоит забывать учителю, и эти действия всегда должны быть профессиональными.
Вспомним «Уроки французского» Валентина Распутина – эпизод с посылкой. Лидия Михайловна, желая помочь голодающему ученику, отправила ящик макарон. Эти «длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало» вспоминает главный герой. Когда же он догадался от кого посылка, оскорбился, так как не мог стерпеть жалости к себе.
Да, пошла на обман, за который ей было перед ним стыдно, но не из жалости, Лидия Михайловна хотела помочь способному мальчишке. Она боялась, что он бросит школу.
Своим внимание и чуткостью она вселила в него силы и желания продолжать обучение. Мальчик оценит ее доброту и заботу, но это произойдёт позже.
Именно эти произведения первыми пришли на ум для аргументации в сочинении. Я их очень люблю и не могу сдержать слёз каждый раз, когда перечитываю. В них не просто учителя, я бы сказала - это ангелы – хранители детства. В то же время я вижу в них своих коллег.
Учителю может быть стыдно перед учеником, а бывают моменты, когда и должно быть, и мы к этому должны относиться адекватно. Значит, этот человек к работе подходит с душой, переживает как за каждого ученика, так и за всё образование в целом. Значит, он не безразличен.
И в моей жизни есть такой опыт, когда я испытывала чувство стыда. Анализировали на уроке «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина. Составляли кластер. Беседа была оживлённой, дети активны, каждый хотел что – то сказать. Я только успевала вносить записи. У самой в голове одна мысль перекрывала другую. И вот, в один из таких моментов, я повернулась к доске, а там слово «ветреный» (мной написанное) с двумя буквами н. Пришлось сознаваться, что я попала в капкан исключений. Мне было очень стыдно. Урок я закончила фразой: «Все имеют право на ошибку и Лиза, и Эраст, и Елена Анатольевна». Посмеялись.
Для себя же я сделала вывод, что нужно всегда оставаться начеку и не поддаваться эмоциям. Дети не осудили меня, отнеслись с пониманием. Мы даже ближе стали.
|