Педагогическая олимпиада по русскому языку
2023/2024 учебный год
Канавина Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа»,
Сафакулевский муниципальный округ.
Т. 89226768201
elenakanavina85@mail.ru
Задание 1. Какие известные русские пословицы «зашифрованы» в следующих научных описаниях?
А. Основная номинативная единица языка не идентична представителю отдельного рода пернатых (семейства ткачиковых); в случае ее перемещения в воздушную среду не представляется возможным ее оперативное задержание.
Б. Величина, являющаяся мерой механического действия одного материального тела на другое (F), приводит в негодность сухие стебли злаковых и бобовых зерновых культур, остающиеся после обмолота.
В. Локус, в котором отсутствует говорящий вместе с другим (не определенным точно) лицом, оценивается положительно.
Ответ: А. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Б. Сила солому ломит.
В. Хорошо там, где нас нет.
«Зашифруйте» три любые пословицы в научном описании.
1. Хищного млекопитающего из семейства псовых обеспечивает часть тела, которая представляет собой несущую и локомотивную анатомическую структуру, обычно имеющую столбчатую форму. (Волка ноги кормят)
2.В этот сезон, когда заметно уменьшение светового дня и понижение температуры окружающей среды, распространённый домовой род пернатых превышает свои потребности.(Осенью и воробей богат)
3.Сомневаясь в мелком месте реки, лучше избежать химического вещества, состоящего из одного атома кислорода и двух атомов водорода.(Не зная броду, не суйся в воду)
Задание 2. Ниже в зашифрованном виде приводятся полные имена известныхрусских лингвистов. Расшифруйте их, имея в виду, что каждой русской буквесоответствует один и тот же знак, но прописные и строчные буквы уравнены вправах» (т.е. не различаются).

Ответ:
- Виктор Владимирович Виноградов.
- Евгений Дмитриевич Поливанов.
- Михаил Викторович Панов.
- Александр Матвеевич Пешковский.
- Николай Сергеевич Трубецкой.
- Лев Владимирович Щерба.
- Филипп Фёдорович Фортунатов.
- Роман Осипович Якобсон.
- Александр Александрович Реформатский.
- Григорий Осипович Винокур.
Часть 2.
Задание 3. Прочитайте следующий отрывок из сатирического Джонатана Свифта (1667-1745) «Путешествия Гулливера». Напишите эссе, в котором необходимо порассуждать на следующие вопросы:
Почему неприемлемы (нереальны) описываемые проекты искусственных языков? В чем их недостатки по сравнению с естественным языком?
Какие важнейшие свойства естественных языков можно вывести из этого сравнения?
Как вы думаете, сможет ли заменить искусственный интеллект человека при создании текстов?
Я считаю, что описываемые проекты искусственных языков неприемлемы.
Естественный язык уникален, я бы сравнила его с ручьём, резво пробивающимся между скал, звенящим и отражающим блики солнца. Искусственные языки не изменяются в отличие от естественных. Значит, они менее интересны человечеству, так как нас привлекает то, что находится в движении. И это факт.
Не стоит забывать о том, что речь позволяет людям общаться: обмениваться мыслями и эмоциями. Наше мышление неразрывно связано с нею,следовательно с употреблением глаголов и причастий в изобилии. Исключить глаголы из речи – значит лишить ее воздействия и сообщения, т.е основных функций. Исключить причастия – лишить речь динамики, образности, яркости. Глаголы и причастия дополняют друг друга и помогают передать мысль в действии, в движении. Без них не будет пафоса, торжественности, а главное краткости в речи, что уже противоречить проекту.
Особенность естественных языков в их развитии и эволюции, они свободны. Мы знакомимся с языком в раннем детстве, с его помощью познаём мир, думаем, обретаем себя. Естественные языки отличаются своей художественностью и открывают нам мир литературы, помогают обрести мечту, делают нас сильнее и счастливее. В то время как искусственные языки созданы лишь для передачи специфической информации.
Сейчас «модно» заменять слова в переписке смайликами, картинками, сокращениями. Но не один грустный смайлик, как ответ на сообщение собеседника, не поддержит человека так, как слова «держись, я с тобой» или «переживём, всё будет хорошо». Пока в мире есть естественная речь, будет добро, понимание, единство.
Искусственный интеллект не способен на творческое мышление, эмпатию, интуицию. Он не может придумать ничего нового, а вот человеческий разум не перестаёт удивлять. У меня был опыт в использовании бота в создании сочинения по прочитанному произведению. И что вы думаете? Это была ужасно скучная, лишенная души работа. Я поняла, что сочинения моих учеников уникальны. Они вызывают эмоции, позволяют делать открытия, дают темы для бесед и споров. Потому что они живые.
Язык позволяет нам говорить, решать задачи повседневной жизни, строить планы. Естественный язык – это дар, данный человечеству, самое сильное орудие людей. Давайте будем помнить об этом, беречь и развивать его, и тогда мы будем на шаг впереди искусственного интеллекта.
|