Четверг, 04.12.2025, 02:20
Канавина Елена Анатольевна
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [18]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Фестиваль педагогического мастерства -2018

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:

  • желание развития творческого мышления,
  • потребность в развитии письменной и устной речи,
  • увеличение объёма информации,
  • уменьшение количества часов по предметам,
  • снижение познавательной деятельности учащихся,
  • низкая мотивация учебной деятельности.

Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Меня поиски привели к использованию технологии развития критического мышления. Из всех технологий она, на мой взгляд, самая рациональная.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер. В России она известна с 1997 года. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

Первая стадия — вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Общий алгоритм работы в данной стратегии выглядит следующим образом:

  • вызов — конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа, прогноз содержания и проблематики;
  • осмысление — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»;
  • рефлексия — на этой стадии текст опять рассматривается как единое целое. Здесь важно осмыслить произведение—формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

Приёмы, стратегии технологии

  • ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и. Стил., 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.
  • Мозговая атака.
  • Групповая дискуссия.
  • Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

  • «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
  • память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;
  • оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
  • синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
  • анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
  • применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.
  • Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

  • Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

  • «Продвинутая лекция».

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать обучающихся к активному слушанию и критическому мышлению.

  • Эссе.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

  • Ключевые термины.
  • Перепутанные логические цепочки.
  • Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
  • Взаимоопрос.
  • Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
  • Чистая доска.
  • ИДЕАЛ
  • Шляпы мышления
  • Фишбоу
  • Рисунки
  • Кольца Веннона
  • Линия времени и событий и др.

Опишу приемы, которые чаще остальных использую на уроках литературы.

«Толстые» и «тонкие вопросы»

Цель: формировать у учащихся, умения, на основе полученной информации, составлять вопросы (сложные и простые).

-Объясните, почему…?-Почему вы считаете…?-В чём различие…? -Предположите, что будет, если…?-На что похоже?-Кто? Что?-Когда? Может…?-Будет…? Мог ли…?-Было ли? Согласны ли вы?-Верно ли?

Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.

«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учеников 10-го класса после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»:

* Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?

*Что устарело в романе и что в нем современно?

* В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их сближает?

Посмотрим, как можно включить метод «совместный поиск» в урок по теме: «Особенности любовной лирики А.А.Фета» (10 класс).

При изучении лирических произведений на уроках литературы необходимо задействовать не только ум, но и чувства обучающихся, поскольку действительное присвоение знаний без этого невозможно.

На стадии вызова применяется приём «парная и групповая мозговая атака» Учитель обращается к классу с вопросами: что такое «любовь»? Как вы понимаете значение этого слова? Вспомните всё, что вы о ней знаете. Нарисуйте любовь в тетрадях, запишите главные, по - вашему мнению, ключевые слова этого понятия.

Подобная работа проводится и со словом «лирика». Ребята работают индивидуально или в группах. Далее идёт взаимный обмен мнениями.

Стадия вызова заканчивается сравнением предложенных обучающимися вариантов понятийных представлений слов «любовь» и «лирика» с эталоном (лексическим значением слов), постановкой темы и целей урока.

На стадии осмысления содержания предлагается выразительное чтение стихотворений А.А.Фета, содержащих любовную тематику: « Я тебе ничего не скажу…», «На заре ты её не буди…», «Шумела полночная вьюга…», «Шёпот, робкое дыханье…» и др.

Расширяем восприятие текстов, чтобы обучающиеся взаимодействовали с ними не только на уровне смысла, но и на уровне эмоций, ассоциаций с помощью вопросов: что в текстах стихотворений привлекло ваше внимание? Что запомнилось? Почему? Какие мысли возникли в связи с прочитанными стихотворениями? Какие чувства, ощущения, ассоциации возникли?

Ребята продумывают свои ответы, а затем класс или группа выбирает проблему, которая и явится отправной для начала совместного поиска. В нашем случае это отсутствие в любовных стихотворениях А.Фета определённого лица, предмета и развивающегося действия. Желательно, чтобы эта первая (но не единственная) проблема была записана на доске.

Для более подробного анализа используем стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…». Класс делится не несколько групп, каждая из которых с помощью приема «ИНСЕРТ» (маркировка текста) отмечает в стихотворении ключевые слова по темам: «движение», «цвет», «звук», «природа», «герои» с обобщение результата и предположениями вывода.

Стадия осмысления содержания заканчивается цитированием высказывания Дружинина А.В., который определяет основное свойство таланта А.Фета как «умение уловить неуловимое, дать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным мимолётным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия».

На стадии рефлексии предлагаю использовать методику «незаконченных вопросов»:

  • Сегодня на уроке я узнал, что …
  • Мне это знание необходимо для …
  • Я затруднялся…
  • Я почувствовал, что …

Прием «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер».

Цель: вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме;

обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

Описание приема.

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

З этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер.

Примеры. Тема: «Женские образы в пьесе А.Н. Остравского «Гроза » 10 класс.

Учитель выписывает на доске ключевое слово «Катерина» и предлагает учащимся выполнить работу, составить кластер.

Прием «Верные и неверные суждения » Время выполнения: 7-8 минут

Цель: стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.

Пример вопроса, темы обсуждения: «Кто автор «Тихого дона»?

Прием «Двойной дневник»

Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме.

- Учитель предлагает изучить определенный текст.

- Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста;

во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Приемы, используемые на стадии рефлексии.

Цель: формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;

- развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Прием «Составление Синквейна»

Цель: развитие творческих способностей учащихся; закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

- Учащиеся пишут и озвучивают свои варианты синквейна.

Примеры. Тема «Образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

Варианты синквейна:

    1. Маргарита
    2. Единственная, верная.
    3. Любит, помогает, спасает.
    4. Становится музой для Мастера.
    5. Преданность.

Работа в группах с использованием приема «Шляпы мышления».

Цель: развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.

Вариант 1. - Класс делится на группы.

- Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выбирают «шляпу мышления», то есть позицию, которую они будут представлять.

Виды предлагаемых «шляп мышления»:

1. Белая шляпа — нейтральная позиция: учащиеся анализируют предложенный текст, извлекают из него новую для себя информацию.

2. Черная шляпа позиция «против»: анализируя текст, учащиеся обращают особое внимание на слабые стороны позиции автора, выявляют ошибки и противоречия в тексте, формируют аргументы, опровергающие выводы, предложенные в источнике.

З. Желтая шляпа — позиция «за»: учащиеся защищают позицию автора текста, выявляют потенциал, заложенный в источнике.

4. Синяя шляпа — размышление: учащиеся пытаются выявить сущность исследуемого явления, сопоставить его с другими событиями, установить причинно-следственные связи, определить тенденции.

5. Красная шляпа — эмоции: учащиеся вырабатывают позицию относительно изучаемого явления или точки зрения автора текста.

6. Зеленая шляпа творческий поиск: учащиеся пытаются использовать полученную новую информацию в иных условиях, прогнозируют дальнейшее возможное развитие событий, пытаются выявить влияние изучаемого явления на жизненный процесс.

- Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают аргументы в защиту избранной позиции.

- Спикер группы докладывает о результатах проведенной работы.

- Учащиеся обсуждают выдвинутые в защиту позиции аргументы.

Вариант 2. - Учащиеся анализируют предложенный текст, выбирают «шляпу мышления», которая для них наиболее благоприятна.

- Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранной «шляпы мышления», совместно вырабатывают аргументы в подтверждение своей позиции, подготавливают проект выступления.

- Школьники представляют и обсуждают предложенные проекты.

Использование данной формы групповой работы позволяет реализовать на уроке принцип разноуровневого обучения.

Приемов очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

Следует отметить и проблемы, связанные с внедрением данной технологии:

  1. От учителя требуется прежде всего нестандартный подход к каждому уроку.
  2. Времени на подготовку каждого урока тратится очень много.
  3. Имеют место материальные затраты (приобретение бумаги, ксерокопирование, сканирование и т.д.), поскольку для каждого ученика почти на каждом уроке необходимо подготовить пакет с текстами, групповыми и индивидуальными заданиями.
  4. Не хватает дополнительной литературы для учащихся.

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой и мыслительной деятельностей обучающихся.

Литература

  1. Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.
Категория: Мои статьи | Добавил: 181109 (20.08.2018)
Просмотров: 281 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025
uCoz