Введение
В этом году на уроках русского языка мы изучаем сложное предложение. Особые затруднения у меня вызывают сложноподчиненные предложения. Поэтому я поставил перед собой цель изучить и понять данный вид предложений. Но к проблеме подошел нестандартно: проанализирую рассказ В.Ф. Патанина «Белые яблони» на наличие сложноподчиненных предложений. Актуальностью своей работы считаю то, что в конце учебного года мне предстоит сдавать основной государственный экзамен по русскому языку, задания с 11 по14 которого связаны с этой темой.
Цель : дать классификацию сложноподчиненных предложений в рассказе В. Ф. Потанина «Белые яблони»
Задачи:
- изучить необходимую литературу о СПП;
- классифицировать СПП в рассказе;
- применить полученные знания при выполнении практических заданий.
Объект исследования в исследовательской работе – сложноподчиненные предложения в рассказе В. Потанина «Белые яблони», предмет исследования – виды придаточных предложений .
В работе применяются следующие методы и приёмы:
● описательный метод;
● сопоставительный метод;
● прием анализа.
Практическая значимость исследования в том, что его материалы можно использовать в практике преподавания синтаксиса в школе.
- Сложноподчиненное предложение
- Понятие о сложноподчиненном предложении
Сложноподчинённое предложение (СПП) — вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения. Например: «Я знаю, кто это сделал». Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место союзное слово кто. Придаточная часть может находиться перед главной, внутри неё или следовать за ней. Иногда в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон (например, Он воображает, что завтра уедет на довольно долгое время).
-
- История изучения
Вопрос о сложноподчинённом предложении почти всегда сводился к вопросу о природе придаточного предложения и его видах. Впервые термин «придаточное предложение» был употреблён в XIX веке в работах А. Х. Востокова и Н. И. Греча. Позднее И. И. Давыдовым была предложена близкая к сегодняшнему дню классификация, включающая дополнительные (изъяснительные), определительные и обстоятельственные придаточные предложения. Дальнейшее развитие вопрос получил благодаря работам Ф. И. Буслаева. Ему принадлежат попытки классифицировать обстоятельственные придаточные предложения.
Среди грамматистов, рассматривавших придаточные предложения, следует особо выделить Е. Ф. Будде, В. А. Богородицкого, А. М. Пешковского, Л. А. Булаховского, А. Б. Шапиро и И. Г. Чередниченко. Структурно-семантический принцип в рассмотрении придаточных предложений использовали С. Е. Крючков и Л. Ю. Максимов. Этот принцип (в отличие от функционально-семантического) позволяет дать более полную характеристику предложению, так как он рассматривает, к чему и каким образом крепится предложение, учитывая при этом смысловые отношения двух частей сложноподчинённого предложения
-
- Виды придаточных предложений
Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные. Первые чаще отвечают на вопрос кто? или что?, для них характерны союзы и союзные слова: кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой? и имеют союзы и союзные слова который, которая, которое, которые, что.
Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения:
- по цели (зачем?, с какой целью?),
- места (откуда?, куда?, где?),
- времени (когда?, во сколько?),
- причины (почему?, зачем?),
- условия (при каком условии?, в каком случае?),
- образа действия (как?, каким образом?),
- сравнения ( как? насколько?),
- уступки ( несмотря на что? вопреки чему?).
Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.
Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов: когда, пока, лишь, только; так как, потому что, ибо; если, коли; чтобы; хотя; так что; как, словно, будто, чем; что, как, ли, чтобы.
В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из
— простых союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что;
— двух простых союзов: как будто, как только;
— простых союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др.
Союзные слова являются 1) относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме, 2) местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части. Некоторые союзные слова (что, как, когда, чем — форма местоимения что) омонимичны союзам. Для их разграничения необходимо попытаться заменить союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (если такая замена невозможна — это союз), а также поставить на него фразовое ударение.
Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части или ко всей главной части в целом. Придаточная часть может располагаться за главной частью, перед главной частью или внутри главной части, причем некоторые типы придаточных могут располагаться только после главных или определенных слов в главном предложении, расположение же других типов придаточных свободное.
В главной части могут быть указательные слова, которые показывают, что при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и местоименные наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие, которые выступают в паре с определенными союзами и союзными словами: то — что, там — где, столько — сколько и т. д. При определенных типах придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае придаточное относится именно к нему.
Обобщая вышеизложенное классификацию СПП можно показать в следующей схеме:
СПП
С придаточным изъяснительным с придаточным определительным
С придаточным обстоятельственным
1.4 Виды с несколькими придаточными предложениями
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды:
- С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.
- С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.
- С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.
В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга запятой, точкой с запятой, тире. В случае, когда придаточное предложение внутри главного, оно выделяется знаками препинания с обеих сторон.
- Классификация сложноподчиненных предложений в рассказе В.Ф. Потанина «Белые яблони»
Для исследования я взял рассказ Виктора Федоровича Потанина «Белые яблони». Почему именно его?
Во-первых, потому, что рассказ небольшого объёма, во-вторых, что при чтении на уроке я обратил внимание на протяжённость предложений, значит, здесь должны были быть сложные предложения. Да и сам рассказ меня сильно взволновал, что я долго ещё раздумывал над проблемой главного героя. Начал работу с того, что просто прочитал рассказ и выписал сложноподчиненные предложения. Вот какие предложения я выписал:
-
- Там, где были корни, засияли рванные глубокие лунки, в них натекла роса, в росе плавали кусочки солнца. (Обстоятельственные места)
2. Оно точно не знало об этой смерти, играло длинными лучами, которые не грели, а словно ласкали. ( придаточное определительное)
3. Он был убеждён, что самый умный в деревне, что сама судьба завещала ему удивлять и учить людей, а им – поклониться его уму. ( придаточное изъяснительное)
4. И не проходило дня, чтоб он не удивлял, не поучал других. ( придаточное определительное)
5. Но чем сильней старался выделиться, тем меньше вокруг оставалось людей. (обстоятельственное сравнительное)
6. А глаза тянулись все дальше, дальше, где кончалась улица, последние огороды, где зелёной бесконечной каймой нарождалась степь. (обстоятельственное места)
7. Потом поднял кол, который поддерживал одну из яблонь. ( придаточное определительное.)
8. Он должен наказать людей за то, что они не ценили его. ( придаточное изъяснительное)
9. Как я потом узнал, он достал из ящика вожжи, поискал глазами толстую целую стопину. (обстоятельственное образа действия)
10. Фомич удивлялся, почему до сих пор ни разу скворца не поймал, не оставил зимовать. (придаточное изъяснительное)
11. Я пожалел, что сказал. (придаточное изъяснительное)
Всего сложноподчиненных предложений в тексте рассказа – 11, из них с придаточным определительным - 3 предложения, с придаточным изъяснительным – 5, придаточных обстоятельственных всего - 4 из которых с придаточным места – 2, сравнительным – 1 и образа действия -1 придаточное.
Заключение
Таким образом, я проделал довольно сложную работу, которая помогла мне разобраться в сложноподчиненных предложениях. Оказалось, что в рассказе Потанина не много предложений данного типа. Я понял, что для определения вида сложных предложений необходимы умения правильно находить грамматические основы, устанавливать виды связи между предложениями (союзное или бессоюзное, сочинительное или подчинительное), правильно ставить вопросы от главного предложения к придаточному. Я уверен, что проделав аналогичную работу, каждый может самостоятельно подготовиться к ОГЭ. И я надеюсь, что моя работа поможет и учителям в подборке материалов к занятиям.
Литература
- В. Потанин / Собрание сочинений в пяти томах – Курган . ПК «Зауралье», 2007. – 324 с. Том 4.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/735-21
- russkiiyazyk.ru/sintaksis/primery-slozhnopodchinennech-predlozheniy.html
- Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Троснецова, Т.А. Ладыженская . – 3 е издание. – М.: Просвещение,2016 год
|