Содержание
- Введение ……………………………………………………………….3
- Понятие жанра «опера»……………………………………….…...…..5
- Знакомьтесь – заслуженный артист РФ, баритон – Сергей Николаевич Мурзаев ………………………………………………………………..7
- Мои наблюдения …………………………………….…….10
- Заключение ……………………………………………………………10
- Литература ………………………………………………………….…10
- Приложение ……………………………………………………………11
Введение
"Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях — всего народа". Эти слова принадлежат Петру Ильичу Чайковскому — великому русскому композитору. Вся его оперная деятельность — живое подтверждение справедливости этих слов: опера была самым любимым музыкальным жанром гениального композитора, и лучшие его оперные произведения действительно стали достоянием всего народа.
Опера, тесный союз двух искусств — музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих, является одним из самых популярных жанров. Воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе музыки. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность, образность.
Во все времена люди слушают и отдают предпочтение оперному искусству, в котором все главные герои выражают мысли при помощи пения.
Для этого в своей работе мною было изучено само понятие слова «опера», строение этого жанра. Также было рассмотрено историческое происхождение оперного искусства и развитие его на протяжении многих веков. Но основное внимание уделил изучению жизни и творчества известного оперного исполнителя, таланта, заслуженного артиста РФ, моего односельчанина – Мурзаева Сергеева Николаевича.
Цель – изучить жизнь творчество Сергея Николаевича Мурзаева.
Задачи:
- Изучить необходимую литературу по теме исследования
- Разработать анкету для опроса одноклассников
- Подготовить презентацию и сообщение по теме исследования
- Поместить информацию в сети Интернет.
Актуальность моей работы заключается в том, что обучающие школы узнают еще об одной легендарной личности нашего села - Музаеве Сергее Николаевиче, о его достижениях в творческой деятельности. Это придаст уверенности нашим выпускникам.
Объект исследования в исследовательской работе – жизнь и творчество оперного исполнителя, предмет исследования – баритон Мурзаев С.Н.
В работе применяются следующие методы и приёмы:
● описательный метод;
● сопоставительный метод;
● прием анализа.
Практическая значимость исследования в том, что его материалы можно использовать в практике преподавания литературы и музыки в школе.
Понятие жанра «опера»
Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства.
На открытом воздухе, у подножия горы, склоны которой, обработанные в виде ступеней, служили местами для зрителей, в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни не утратили своего художественного значения.
Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.
Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но все эти "предки" современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.
Датой рождения оперного искусства, по одной из распространенных версий, считается 1600 год. Флорентийский композитор Джакопо Пери сочинил оперу "Эвридика" для свадебных торжеств французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Расцвет и самостоятельное развитие этого вида искусства началось при Людовике XIV.
Развитие оперы во Франции — стране, где танец традиционно преобладал над пением, пошло по несколько иному пути. Французская опера раннего барокко, представленная прежде всего так называемыми лирическими трагедиями любимого композитора Людовика XIV Ж. Б. Люлли, — это относительно короткий спектакль на героический или мифологический сюжет. В такой опере пять актов, и она непременно включает торжественные сцены с хорами и балетом, не имеющие прямого отношения к сюжету и призванные отразить величие короля.
Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.
Опера - Опера (лат. opera — труды, изделия, произведения) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.
Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством и стремившиеся возродить древнегреческую трагедию. Но хотя в своих музыкально-сценических операх они использовали сюжеты из древнегреческой мифологии, они не возродили трагедию, а создали совсем новый вид искусства — оперу.
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Опера быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам. В каждой стране она приобрела особый национальный характер — это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из ее сказаний и легенд), и в характере музыки.
Знакомьтесь – заслуженный артист РФ, баритон –
Сергей Николаевич Мурзаев
Сергей Николаевич(приложение 1) родился в селе Яланское 9 марта 1962 года, проживал по улице Горького дом.. В течение двух лет учился в Челябинском энергетическом техникуме, затем служил в Советской Армии. Как сам артист вспоминает «Я родился в селе Яланское Курганской области. Оттуда до Челябинска всего 140 километров. Отец — шофер, мать — продавец, но оба любят петь. Я поступил в Челябинске в энергетический техникум, проучился два года, а потом попал в армию. Там нашелся человек, который занимался в музыкальной школе. А я любил бренчать на гитаре и петь. Он посоветовал мне поехать на прослушивание. После армии я отправился в музучилище в поселок городского типа Октябрьское в Челябинской области. Так все начиналось...»
Поступил в Челябинское музыкальное училище (ныне - институт искусств). Учился в классе педагога Германа Гаврилова.
В 1992 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского.
В 1991 году зачислен в стажёрскую группу Большого театра, с 1992 года был солистом оперной труппы.
С 1991 г. – стажер, в 1992-2007 гг. — солист Большого театра.
На сцене Большого исполнил более двадцати партий, среди которых заглавные в операх «Князь Игорь» А. Бородина, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Макбет» Дж. Верди, а также Григорий Грязной («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Андрей Щелкалов («Борис Годунов» М. Мусоргского), Шакловитый («Хованщина» М. Мусоргского), Малатеста («Франческа да Римини» С. Рахманинова), Граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Ренато («Бал-маскарад»), Дон Карлос («Сила судьбы» Дж. Верди), Марсель («Богема» Дж. Пуччини), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини). С 2001 года по приглашению дирижёра Валерия Гергиева работал в Мариинском театре. Он участвовал в премьерах опер Верди «Макбет» (заглавная партия), «Бал-маскарад» (Ренато), «Отелло» (Яго), «Аида» (Амонасро), спел партию Шакловитого в «Хованщине», исполнил партию Ланчотто Малатесты в концертном исполнении оперы «Франческа да Римини» под управлением Джанандреа Нозеды в новом Концертном зале Мариинского театра и партию Скарпиа в премьерном спектакле оперы Пуччини «Тоска».
Он пел на сценах Метрополитен-опера, Ла Скала, Оперы Бастилия, на сцене Концертного зала Карнеги Холл (Лондон). Гастролировал в Австрии, Германии, Америке, Бразилии, Чили, Финляндии, Франции.
В 2020 г. исполнил партию Старчища в премьерной серии представлений оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова (дирижер – Тимур Зангиев, режиссер-постановщик – Дмитрий Черняков).
Исполнял ведущие баритоновые партии в спектаклях Мариинского театра – «Хованщина» М. Мусоргского, «Франческа да Римини» С. Рахманинова, «Аида», «Макбет», «Симон Бокканегра» и «Отелло» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини и др.
С 2017 г. – солист Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова. В его репертуаре: Григорий Грязной («Царская невеста»), Игорь Святославич («Князь Игорь»), Граф ди Луна («Трубадур»), Набукко («Набукко»), Жорж Жермон («Травиата»), Амонасро («Аида»), Шарль Жерар («Андре Шенье» У. Джордано в концертной версии).
Выступал на сцене Метрополитен оперы, Концертного зала Карнеги холл (Нью-Йорк), театра Ла Скала (Милан), Королевского театра Ковент-Гарден (Лондон), Парижской национальной оперы.
Гастролировал в Австрии, Германии, США, Бразилии, Чили, Португалии, Китае, Японии, Корее, Испании, Люксембурге, Израиле, Италии, Нидерландах, Финляндии, Франции. Талантливого певца любят слушатели многих российских городов, где он выступал как участник международных оперных фестивалей и театральных проектов.
Сергей Николаевич имеет следующие награды:
1991 г. – лауреат XIV Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (I премия, Алма-Ата).
1992 г. – лауреат Международного конкурса вокалистов имени Марио дель Монако (II премия, Италия).
1992 г. – лауреат Международного конкурса вокалистов им. Лучано Паваротти (I премия, Филадельфия, США).
1995 г. – лауреат Международного конкурса I Cestelli (II премия, Италия).
1999 г. – лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» (за партию Ланчотто Малатесты в спектакле «Франческа да Римини» Большого театра).
2000 г. – удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации».
Мои наблюдения
Мы провели опрос в классе:
|
Вопрос
|
Обучающихся всего в классе
|
Ответ «да»
|
Ответ «нет»
|
|
Слушаете ли вы классическую музыку?
|
13
|
0
|
13
|
|
Знакомо ли вам имя Мурзаев С.Н.?
|
13
|
2
|
0
|
Т.о, результат доказывает актуальность моей исследовательской работы.
Заключение
Результат исследования показал, что обучающиеся моего класса не слушают классическую музыку, им мало что и известно об опере. Не знакомы они и с творчеством Сергея Николаевича Мурзаева. Данная работа не только расскажет им о жизни выдающегося выходца нашего села, но приблизит их к миру прекрасного - миру искусства. И может кого – то не оставит равнодушным. Но в чем я полностью уверен – это то, что каждый обретет уверенность в себе. Сергей Николаевич доказал – для таланта нет преград. Он исполняет оперы великих классиков, его голосом восхищаются и с удовольствием посещают концерты не только в России, но и за ее пределами.
Литература
https://novayaopera.ru/truppa/soloists/sergey-murzaev/
https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/ros/389316/bio/
wikipedia.org/wiki/
|