Коллеги, мы все понимаем, что без умения логично и грамотно излагать свои мысли сложно добиться успеха в жизни и карьере. И именно перед нами стоит задача научить этому умению наших детей.
Проблемы, с которыми я столкнулась при подготовке к итоговому сочинению:
- Снижение общего культурного уровня населения
- Губительная демократизация речи СМИ, отсутствие квалифицированной редактуры, вредное заигрывание с публикой, выражающиеся в снижении до ее уровня в погоне за высокими рейтингами. Самое распространенное средство массовой информации – телевидение – еже давно, к сожалению, не является образцом литературного языка.
- Отсутствие мотивации к чтению книжных текстов большого размера.
- Широкое распространение сети Интернет, е общедоступность, которая порождает у школьников нежелание прилагать усилия в процессе обучения, стимулируя лень и привычку списывать.
Данные проблемы ведут к результатам, о которых мы знаем не понаслышке: дети не умеют/ не могу логично выстроить рассуждение на предложенную тему, бедности словарного запаса, косноязычию, обилию речевых грамматических и пунктуационных ошибок, которые часто существенно затрудняют понимание смысла сочинения.
Исходя из опыта работы по подготовке к итоговому сочинению, хочу поделиться своими наблюдениями и находками.
Первая и самая главная задача, на мой взгляд, - добиться пополнения читательского багажа учеников. В список для летнего чтения включаю небольшие, но емкие в плане содержания тексты. Уделяю больше время пересказу, анализу. При изучении произведения мы обсуждаем его проблематику и возможность использования текста для аргументации в сочинениях. В этом учебном году после изучения пьесы Гроза островского мы с 10 классом написали сочинение в форме итогового.
С целью избегания фактических ошибок предложила составить справочник / читательский дневник
|
Жанр
|
Название произведения
|
Полное имя автора
|
Имена пометки
|
|
|
|
|
|
Считаю обязательным условием к подготовке знакомство с критериями оценивания сочинения, с требованиями к объему, самостоятельности.
Проводила практикум по оценке сочинений, выявляли на примере чужого сочинения ошибки, по возможности исправляли их. Чтобы ребята не путали критерии итогового сочинения с сочинением ЕГЭ, разумно подготовку к сочинению ЕГЭ начинать после первого триместра.
Каждое сочинение проверялось мною минимум два раза: работы с недочетами возвращаю для редактирования и проверяю снова. Первое сочинение – образец мы писали вместе, самостоятельно. Это помогло ученикам сориентироваться и осмыслить суть требований. Также проводила индивидуальные консультации, т.к они весьма эффективны.
В прошлом году мы вносили сведения в таблицу:
|
Ф.И.
|
1 направление
|
2 направление
|
3 направление
|
4 направление
|
5 направление
|
|
Абдрахманов И.
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
|
|
|
4
|
|
|
|
4
|
5
|
|
|
4
|
5
|
5
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темы дала обучающимся по всем направлениям, они каждую среду сдавали мне одну работу. Основным требованием было написать по одному сочинению в каждом направлении и как минимум 2 направления заполнить полностью. Лучше три. В среднем получилось 10-12 сочинений, не считая уроков и консультаций. Данная таблица наглядно демонстрирует подготовку ученика к экзамену. Практика написания сочинения, без сомнения, играет важную роль в подготовке, поэтому повела два пробных экзамена.
Купила программу курса «Готовимся к итоговому сочинению» ИРОСТа, которая рассчитана на учащихся 10-11 классов. В прошлом учебном году пользовалась ею на консультациях, в этом году мне дали курс в 10 классе во втором полугодии.
Очень помогли мне, как учителю, впервые столкнувшемуся с этой работой, сайты: ФИПИ, Просвещение, Первое сентября, вебинары Цибулько Ирины Петровны, сайт Могу писать, Сочинение 11. РФ. На этих сайтах вы найдете бесплатные материалы для подготовки, вебинары, можно даже проверить сочинение.
Итак, подготовка к итоговому сочинению – очень трудоемкий процесс, требующий от учителя кропотливой системной работы. Для нас также очень важно подготовить выпускников морально, придать им уверенности в себе. опыт показывает, что если ученик на курсе получил за последнее пробное сочинение «зачёт», он меньше волнуется в день самого экзамена. Поэтому я советую каждому: тренируйтесь, пишите как можно больше сочинений на разные темы. Ключевые слова здесь: «на разные темы», поскольку самой распространённой ошибкой как учеников, так и учителей, является подготовка только к одному направлению.
|