Цель: поделиться опытом развития монологической речи обучающихся.
Задачи:
- изучить необходимый материал по теме.
- дать понятие о библиографическом рассказе, рецензии, заочной экскурсии как эффективных упражнениях по развитию речи.
Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.
Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. По утверждению психологов, в частности А. А. Леотьева (психолога и лингвиста), она сложнее и труднее диалогической речи, т. к. требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.
Чаще всего на уроках обучающиеся испытывают следующие трудности:
– неверное построение предложений;
– небогатый словарный запас;
– неуверенность в правильном построении ответа;
- неправильное произношение;
- речь характеризуется однообразием синтаксических конструкций;
-неудачный порядок слов и т.д.
Таким образом, актуальность данной деятельности очевидна: необходимо развить монологическую речь обучающихся для формирования коммуникативной компетенции.
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся 7-9 классов, учителей русского языка и литературы.
Основная часть
Современный этап жизни школы характеризуется компетентностным подходом к преподаванию учебных дисциплин. Усиливается коммуникативная направленность школьного курса. Коммуникативная компетенция определяется как «способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию». Коммуникативная компетенция включает знание необходимых сведений о языке, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, дать развернутый ответ, вести дискуссию. Именно коммуникативная компетенции способствует формированию умений и навыков речевого общения. Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, словосочетанием, проводимые в системе, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Я же в своей работе остановлюсь на следующих упражнениях: биографический рассказ, рецензия и заочная экскурсия.
Биографический рассказ – описание событий чьей-нибудь жизни. На основе насыщенного фактического материала читатель представляет себе личность человека, стадии его роста, отмечает, как формировался характер, творческую деятельность человека.
Рассказ о биографии того или иного лица относится к повествованиям монологического типа. В биографическом повествовании необходимо указать:
- Когда и где родился герой повествования, когда и где умер, кто его родители;
- Когда и где начал учиться, какое образование получил;
- Когда и где начал работать, какие должности занимал;
- Каковы главные события его жизни;
- Что следует считать главным делом жизни героя повествования.
При ответах на эти вопросы, как правило, используются:
- Ряды глаголов – сказуемых со значением последовательности действия: родился, получил образование, служил, участвовал и др., перемежая глаголы совершенного и несовершенного вида;
- Формы слов и словосочетаний, выражающих обстоятельственные значения места, времени;
- Прямой порядок слов.
В расширенном биографическом повествовании уместно
- в экспозиции дать краткую характеристику эпохи, перечислить основные исторические события, назвать знаменитых современников, определить место героя повествования в ряду прогрессивных деятелей того времени;
- в основной части привести необходимые пояснения, оценки, суждения, умозаключения и др.;
- в заключении рассказа можно привести 1 -2 ярких фрагмента из жизни героя повествования.
Примеры формулировки заданий данного вида.
Проанализируйте приведённый ниже текст с точки зрения соблюдения в нём жанровых признаков биографического рассказа.
Прочитайте отрывок из биографии А.С. Пушкина. Какие средства использует автор, для того чтобы заинтересовать читателя?
Прочитайте биографическую справку о писателе Э.Лире, а также стихотворение «Эдвард Лир о самом себе»(в переводе С.Я. Маршака). Напишите на основе представленных материалов биографический рассказ.
Расскажите о жизни известного человека. Рассказ начните с фразы: «Жизнь …была насыщенной».
Основная цель биографического жанра – сохранение информации о прошлом: на примере становления интересной, значимой для общества личности, её духовных исканий автор биографического рассказа всегда стремиться дать нравственный урок современникам и потомкам. Нужно помнить, что создавая биографический рассказ, мы не только перечисляем хронологию событий, но и подчёркиваем их значение для развития личности.
Рецензия – это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению. Следует помнить, что рецензия – это текст, в котором дается критический анализ произведения.
Чтобы написать рецензию, нужно:
- детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
-умение отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
- сформулировать свою точку зрения, позицию по поводу прочитанного;
- аргументировать свою точку зрения;
- сделать выводы и обобщения.
При подготовке использую таблицу «Структурные части рецензии»
|
Вступление
|
Основная часть
|
Заключение
|
|
Предварительное мнение о книге, краткие сведения об авторе или истории создания, подготовка читателя к восприятию рецензии.
|
Анализ содержания произведения и авторской позиции, подкрепление своих выводов из произведения, анализ языковых средств.
|
Общий вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, отношение автора рецензии к прочитанному тексту.
|
Примеры упражнений.
Проанализируйте приведённые ниже заголовки рецензий и сделайте вывод о том, какие виды рецензий встречаются в нашей речевой практике. («Размышляя о новом романе Б. Акунина», «Новый альбом ДДТ: шаг вперед или повторение пройденного?», «Какой учебник истории нужен современному школьнику?» и др.)
Прочитайте рецензию на произведение А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Выделите основные смысловые блоки.
Перечитайте рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника», напишите рецензию по заданному началу.
Напишите рецензию на одно из самостоятельно прочитанных вами литературных произведений, используя «схему» :
Основная тема книги …
Действие происходит…
Главные герои …
Об истории создания …
Автор хотел заинтересовать читателя…
Использует эпитеты/ метафоры/ сравнения/ …
Основная мысль произведения отражена …
Закончить хочется словами…
Заочная экскурсия – методически продуманный «показ» достопримечательностей, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов (виртуальных), а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Для подготовки к экскурсии можно использовать памятку:
|
Как готовиться к заочной экскурсии?
- Определите тему, цель экскурсии, придумайте интересное, оригинальное название.
- Подумайте, кому адресована речь и как она будет звучать.
- Отберите объекты показа. Составьте экскурсионный маршрут.
- Изучите литературу и другие источники по теме экскурсии, выберите интересный фактический материал.
- Подготовьте план, тезисы, монологически связный текст экскурсии.
|
Требования к монологическому связному тексту экскурсии: краткость, чёткость, необходимое количество фактического материала(в достаточной мере: без превращения текста экскурсии в статическую статью), полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка «показываемых» явлений, логические переходы.
Композиция экскурсионного высказывания
|
Вступление
|
Основная часть
|
Заключение
|
|
Целевая установка.
С чего начать наблюдение, на что обратить внимание, с чем сравнить, и т.д.
|
Развитие темы.
Фразы указывающие на действия( остановимся на мгновение, вглядитесь пристальнее, обратите внимание на … и т.д.)
|
Заключительное слово, усиливающее эффект от уже сказанного или увиденного.
|
Автор текста экскурсии (заочной или «живой») не ограничивается показом экспонатов, он комментирует их, и как можно полнее, интереснее, детальнее. Добиться подобной детальности при описании какого – либо экспоната можно, используя определённые методические приёмы:
- приём панорамного показа;
- приём зрительной реконструкции;
- приём зрительного сравнения;
-приём переключения внимания;
- приём экскурсионной справки;
- приём соучастия и т.д.
Примерные задания.
Внимательно прочитайте фрагмент текст заочной экскурсии, выделите в нем соответствующие приёмы и укажите их роль.
Используя дополнительную информацию, иллюстрации и приведённые сведения, подготовьте заочную экскурсию – рассказ о памятнике А.С. Пушкину в Москве.
Опишите любой памятник вашего города, используя приёмы экскурсионного показа.
Проведите заочную экскурсию по школе.
Ознакомьтесь с экспонатами дома-музея Б. Пастернака в Переделкино(htth://pasternakmuseum.ru/). Опишите по заданному началу одну из комнат музея.
Посмотрите экспозиции литературных музеев на сайте Музеи России (http://museum.ru/ ). Подготовьте заочную экскурсию и жизни и творчестве русского писателя.
Заключение
В своей работе я описала систему пошаговой подготовки к выполнению таких заданий как биографический рассказ, рецензия и заочная экскурсия. Уверенна в том, что эти упражнения развивают монологическую речь: помогают научить обучающихся свободно выражать свои мысли и чувства в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Являются палочкой – выручалочкой в подготовке к ГИА. Целенаправленно и системно используя данные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень речевой культуры обучающихся.
Список использованной литературы
- Бирючева, Е.С. Учимся писать сочинения. 7класс. ФГОС/Е.С. Бирючева.- М.: Издательство «Экзамен», 2019.
- Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/А.А. Леонтьев. - М.: Издательство URSS,2014.
- Насрутдинова, Л.Х./ Русский язык/ Л.Х. Насрутдинова.- М.: Эксмо,2019.
|