1. Предметный блок.
Русский язык.
Задания
1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
|
1)
|
чЕлюстей
|
|
2)
|
клАла
|
|
3)
|
ободрЁн
|
|
4)
|
исчЕрпав
|
|
5)
|
кухОнный
|
Ответ: _______кухонный__.
2. Из предложений 1–3 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(1) Отчего это со мной произошло? (2) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (3) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе.
Ответ: __заставило- внезапное приобщение.
3. Выпишите из текста слово, употребленное в переносном значении.
Как-то в полдень я отправился на каток один; в толпе я вижу, как к ледяной горке подходит Наденька, как она высматривает меня… Затем она робко идёт вверх по лесенке… Страшно ехать вниз одной, о, как страшно! Она бледна, как снег, дрожит, но идет, идет без оглядки, решительно. Она, очевидно, решила наконец попробовать: будут ли слышны те изумительные сладкие слова про любовь, когда меня нет рядом?
Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом, садится в санки, закрывает глаза и трогается с места… Слышит ли Наденька те слова, я не знаю… Я вижу только, как она поднимается из саней изнеможенная, слабая.
Ответ: ___сладкие_.
4. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
ПРИСТАВКА − КОРЕНЬ − СУФФИКС − СУФФИКС − ОКОНЧАНИЕ.
Ответ запишите цифрой.
1) предутренний
2) разложивший
3) подстраивая
4) подъедешь
Ответ: 2_____
5. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена ошибка?
Ответ запишите цифрой.
1) (обходя) ВОКРУГ (дома) – производный предлог
2) ДУВШИЙ (с юга ветер) − действительное причастие прошедшего времени
3) ОБОГНУВ (высокий мыс) − деепричастие совершенного вида
4) КРУПНЕЙШИЙ (в стране спорткомплекс) − прилагательное в форме сравнительной степени
Ответ: __________4______________
6. Какое слово пишется через дефис?
Ответ запишите цифрой.
- (взаимо) исключающий,
- (девяти) томное издание,
- (рабски) преданный,
- (помещичье) чиновничье государство.
Ответ: _________4_______
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) порция пельменей;
2) двое грузин;
3) более восьмидесяти человек;
4) опытные тренера;
5) свет зажжется.
Ответ: __________опытные тренеры______
8. Исправьте предложения.
1) В каждом женском образе автор находит свои черты.
2) Новые методы работы позволили увеличить выпуск продукции в полтора раза.
3) Мы встретимся не позже чем через несколько дней.
4) В городе Калинове застой.
9. Перечислите лексико-грамматические разряды числительных.
Приведите примеры числительных, грамматически сходных с существительными и прилагательными. Назовите трудные случаи правописания и употребления числительных.
Лексико – грамматические разряды числительных: определенно-количественные, порядковые, собирательные, дробные, неопределенно-количественные.
Числительные сходные с прилагательными.
Например, сотый, один, второй, седьмой день или день был седьмым. Следовательно, порядковые числительные представляют разновидность относительных прилагательных, обозначая признак предмета через его отношение к порядку перечисления. Числительное один изменяется по числам, у него три родовых формы. Слова типа сотый изменяются по родам, числами падежам.
Числительные грамматически сходные с существительными.
Числительные два, оба, три, четыре согласуются по одушевленности/ неодушевленности с существительными мужского рода. В формах косвенных падежей эти числительные согласуются с существительными в падеже. Числительное тысяча не утратило грамматических признаков существительного.
Трудные случаи правописания и употребления числительных.
Следует различать слова сто и сотый, т.к они относятся к разным частям речи.
К трудным случаем употребления числительных можно отнести такие сочетания как: количественное числительное + человек (пяти человекам), количественное числительное + год (пяти лет, к пяти годам), с существительными общего рода (двадцать одни сутки, пять ножниц, одни брюки). Употребление дробных числительных (сорок пять целых и пять десятых процента), числительного полтора (полтора десятка яиц, к полутора тысячам), собирательных числительные (трое детей, но два профессора), числительных оба/обе (оба друга, обоим друзьям), пара (пару дней, пара лебедей). Часто допускают ошибку в склонении числительного две тысячи, говоря «двух».
10. В учебнике Г.Ф. Хлебинской «Русский язык». 11класс. Профильный уровень» после параграфа «Тире в неполных предложениях. Соединительное и интонационное тире» предложены следующие вопросы.
- Как зависит употребление тире в простом предложении от способа выражения главных членов?
Тире между подлежащим и сказуемым на месте пропущенного глагола- связки есть ставиться:
-
-
-
- Если оба главных члена выражены существительным или числительным в им. падеже или глаголами в неопределенной форме.
- Если один из главных членов (возможно в составе словосочетания) выражен существительным в Им. п., а другой — любой частью речи в значении существительного, числительным в им. п. или неопределённой формой глагола.
- Если подлежащее, на которое падает логическое ударение, выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в Им. п.
- Если подлежащее выражено любой частью речи в значении существительного, а сказуемое, на которое падает логическое ударение – местоимением, прилагательным, причастием.
- Если сказуемое присоединяется словами вот, это, значит.
- Если между главными членами, выраженными существительными в им. п., стоит обособленный член или придаточное предложение.
- Если подлежащее выражено предложением, а сказуемое – существительным в Им. п.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставиться:
-
-
-
-
-
-
- Если между главными членами, выраженными существительными в им.п. стоит: несогласованный второстепенный член, частица, союз, вводное слово.
- Если подлежащее выражено личным местоимением, на которое не падает логическое ударение, а сказуемое — существительным в Им. п.
- Если наблюдается обратный порядок главных членов.
- Расскажите об употреблении тире в неполных и эллиптических предложениях.
Тире в неполных предложениях ставится
- Если отсутствует сказуемое, или подлежащее, или дополнение и в произношении их отсутствие отмечается паузой: Одному — мои крики, а другому — мечты. (К. Бальмонт)
- В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза: Смелости учись у разведчика, осторожности — у сапера (Пословица); К северу от Оки тянется лесистая и болотистая низина, к югу — давно обжитые населенные рязанские земли (К. Паустовский); Взгляд застревает в окне, точно лист — в ограде (И. Бродский). Тире также компенсирует пропуск связки: Мой каждый шаг — ожоги и порезы (3. Гиппиус); Ночь была облачная, река — черная (М. Горький). При отсутствии паузы тире не ставится: Алеша смотрел на них, а они на него (Ф. Достоевский);
Эллиптическим называется предложение, в котором невыраженное сказуемое не восстанавливается из контекста и не требуется для раскрытия смысла предложения.
Тире в эллиптических предложениях ставится при наличии паузы на месте невыраженного сказуемого: В глазах у него — радость и надежда; Секрет его обаяния — в доброй улыбке; Около пруда — долгожданный привал. К Нему — мой вздох, к Нему — мой сон (3. Гиппиус). При отсутствии паузы тире не ставится: Юноши думают о будущем, старики о прошедшем (Пословица); Я сейчас в гостиницу (А. Н. Толстой); Моцарт и Сальери за столом (А. Пушкин) (так обычно оформляются ремарки в пьесах);
В эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на части: Родине — наш вдохновенный труд; Каждому человеку — базовое образование.
- В каких случаях употребляются соединительные и интонационное тире?
- тире ставится:
а) между двумя (и более) словами, которые означают количественные, временные, пространственные пределы (значение «от ... до»): Перелёт Россия — Америка; Рукописи XI—XIV вв.;
б) между двумя (и более) именами собственными, которые называют какое-либо учение, явление: Закон Бойля — Мариотта; Матч «Спартак» — «Зенит»;
в) между нарицательными существительными, сочетание которых выполняет определительную функцию при существительном: Проблема дорога — водитель — пешеход.
Интонационное тире ставится для передачи интонационного разрыва между словами, возможных пауз: Правду — нужно говорить?; И вот — город. Проснулся — и бегом к морю; Я вернулся — на этот раз навсегда; Я должен работать — из-за куска хлеба.
- для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить или подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения: Но чистых отделять от нечистых — не наше право, поверьте (И. Бродский); Я вас спрашиваю: рабочим — нужно платить?;
- между членами предложения для выражения неожиданности: Через несколько минут загремели цепи, двери отворились и вошел — Швабрин (А. Пушкин).
|