Без сомнения мы, учителя русского языка и литературы, несем ответственность за духовно-нравственное воспитание учеников. Нашим детям доступны безграничные возможности сети интернет, они имеют богатый выбор телевизионных каналов и печатных изданий. Но, к сожалению, это изобилие приносит больше вреда, чем пользы. Средства массовой информации на сегодняшний день не являются образцом литературного языка, многие телевизионные шоу обучают жестокости и личной выгоде любыми доступными способами. Такие качества как любовь, патриотизм отодвигаются на второй план. Моя же цель заключается в том, чтобы научить детей добру, честности и ответственности за свои поступки.
Литература как предмет в этом направлении бесценна, так как на каждом уроке уделяется внимание духовно – нравственному воспитанию ребенка. Литература – это фундамент человеческой культуры, а книга - инструмент воспитания.
Например, сказки помогают детям различать такие понятия как добро и зло, бескорыстие и жадность, правда и ложь, усвоить правила совестливой жизни. Большим подспорьем в воспитании у обучающихся чувства гордости за свою Родину являются былины. Они прославляют необыкновенных людей – богатырей и события нашей истории. Служат образцом для подражания, учат защищать слабых, почитать родителей, заботиться о близких.
Ярким примером человека любящего родину до последней минуты своей жизни является Андрей Болконский герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей прошел долгий путь духовного становления. Периоды духовного просветления сменяются в его жизни периодами скепсиса и разочарования, душевной смуты. В самом начале романа князь захвачен жаждой славы, подвигов. Он восхищается Наполеоном, считая его гением и великой личностью. Во время ранения под Аустерлицем князь понимает всю ложность своих мечтаний, разочаровывается в своем кумире. После долгих исканий, любви к Наташе и разочарования в этом чувстве, Андрей приходит к осознанию истинного смысла жизни: к состраданию, всепоглощающей любви ко всем. Перед смертью он полон чувства умиротворения, гармонии с самим собой и со всем миром.
Самым обаятельным женским образом Толстого является Наташа Ростова. Она – воплощение жизни. Ее главные качества – искренность и непосредственность, любовь к людям. Наташа по-своему прекрасна в любом возрасте. Ее духовная эволюция заключается в том, что она, отбросив от себя все наносное, стала замечательной женой и матерью. Мы приходим к выводу, что это главное предназначение каждой женщины.
Всегда бурными дискуссиями сопровождается урок по повести Карамзина Н. М. «Бедная Лиза». Проблемы нравственности здесь понятны детям, они сопереживают Лизе, оправдывают ее поступок идеальным воспитанием. Моя же роль не поддаться чувствам, а донести до ребят мысль о раскаянии Эраста, о том, что безнравственный поступок непременно оставит след в душе человека, совершившего зло.
Морально сильна героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина. Она гармонична, смысл жизни видит в любви, верности мужу, готова в любой момент защитить себя и свои нравственные убеждения.
Бесценен и образ Евгения, так как является примером безнравственных поступков. В – первых отношение к браку, его тяготят серьезные отношения, во - вторых, Онегин не способен дружить. Он ставит светскую честь выше нравственного долга и убивает романтичного приятеля. Евгений выбирает не правильную дорогу, расставив ошибочно приоритеты. И для нас это тоже опыт.
Не могу не остановиться на творчестве В. Потанина, так как считаю, что литература Зауралья нисколько не уступает мировой классике. Она близка и понятна нам. В каждом произведении мы с легкостью узнаем своего односельчанина, а быт – это то, что окружает нас и сей час. А пейзажи, знакомые с детства пейзажи!
Хорошо понимают мои ученики рассказ Виктора Федоровича «Подари мне сизаря», глубоко в душу западает история, произошедшая с Ленькой. Эмоционально ребята реагирую на поступок отца, но как же мы радуемся за юного гармониста в конце рассказа, пророчим ему легкую судьбу и всемирную известность. Когда я включаю запись вальса, детские лица выдают то, что каждый верит - Ленька играет для нас.
Благодаря книгам человек познает мир и себя.
Моя же задача заключается в том, чтобы заставить детей размышлять. Донести до них важность чтения «нужных» книг, объяснить им, что книги помогают в решении вопросов духовного характера и оберегают от необдуманных поступков. Воспитать их думающими и неравнодушными людьми.
|