Я учитель русского языка и литературы, и я в отличие от других учителей предметников, сдаю экзамены три раза в год. Это связано с тем, что государство нуждается в творческих гражданах с развитой как устной, так и письменной речью. Т.е, передо мною стоит задача воспитать личность, соответствующею требованиям современного образования. А помогает мне в этом технология критического мышления, на мой взгляд, она самая рациональная.
Данная технология разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России она известна с 1997 года. В данных временных рамках невозможно познакомить вас со всеми приемами технологии критического мышления. Я остановлюсь на кластере, т.к. чаще всего его использую на уроках.
Тема моего опыта «Использование приема КЛАСТЕР на уроках русского языка и литературы». Цель и задачи опыта вы видите на слайде.
Данный прием
• позволяет охватить большой объем информации;
• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
• умение ставить вопросы;
• выделять главное;
• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; выражать мысли ясно, уверенно, корректно.
• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
• сравнивать и анализировать;
• проводить аналогии.
Кластер (от англ. cluster - «скопление», «пучок», «созвездие») — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Работа начинается с главного слова (темы), которое мы записываем в центре листа. Далее обучающиеся записывают все, что он знают по данной теме. Записи обводят в круг (желательно использовать разные чернила) и соединяют их с темой прямой линией.
Существуют различные виды кластеров, я же использую два: планета и ее спутники и блок-схема.
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
• вызов,
• осмысление,
• рефлексия.
Кластер можно применить на любой из них.
• На этапе вызова Он стимулирует познавательную деятельность школьников, мотивирует к размышлению до начала изучения темы.
• На стадии осмысления позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод выполняет функцию систематизирования полученных знаний. Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, во всех его стадиях.
На уроках русского языка использую прием в любой стадии. Например, урок по теме «Что мы узнали о числительном?» можно начать с кластера, в котором запишем все теоретические сведения по теме. Это позволит сгруппировать информацию, ранее изученную, понять уровень усвоения ее обучающимися, выявить пробелы в знаниях. По получившейся схеме детям проще составить связный текст.
На стадии осмысления большим подспорьем будет использование приема в 9 классе при изучении темы «Сложноподчиненное предложение и его виды». Составляем с ребятами кластер и, если есть необходимость, дополняем его на протяжении изучения всей темы. Данную схему использую и для подготовки обучающихся к ОГЭ. Использую прием на уроках развития речи, с целью подготовки обучающихся к написанию сочинения.
На стадии рефлексии особенно выручит, если информации было получено много.
Кластер может быть использован и в качестве домашнего задания, при наличие у обучающихся определенного опыта в его составлении. Пример на слайде.
На уроках литературы прием не заменим, так как позволяет быстро, красочно оформить классную доску, дать характеристику герою, сопоставить события и вникнуть в суть конфликта. Домашнее задание в виде кластера по биографии писателей показывает подготовку обучающихся к уроку, степень изучения ими вопроса. И немало важно, сокращает рукописный текст, что позволяет с легкость проверить выполненное задание.
Простой вариант кластера на уроке в пятом классе, с помощью которого мы дали характеристику главному герою рассказа, или вот еще пример кластера, который позволяет сопоставить героев и найти общее.
Не заменим прием на уроках, когда рассматривается литература в обзоре, даются понятия литературных течение и направлений. Вспомним литературу двадцатого столетия, здесь без кластера не разобраться!
Кластер невозможно составить при поверхностном, невдумчивом освоении материала. В старших классах возрастает количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание, а это пригодится во время подготовки к итоговому сочинению.
Таким образом, использование приема помогает обучающимся:
1. систематизировать, обобщить, актуализировать, структурировать знания по теме;
2. запомнить теоретический материал;
3. составить связное высказывание.
Результативность данной работы есть, мы пишем сочинения и умеем их писать.
Сказать, что кластер является самым эффективным приемом, я не могу, а вот использование разных приемов ТКМ дает свои результаты.
|